НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лощенко В.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальной жизни ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Информационные технологии сегодня представляются как один из основополагающих способов реформирования системы образования. Это связывается не только с развитием технологий, но и с изменениями, которые вызваны развитием современного информационного общества. Значимой становится информация, навыки работы с ней, разработка разнообразных программ и проектов, способствующих формированию личности человека в современном обществе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в современной дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для обнаружения и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей развитые компетентности и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Важным компонентом в решении данного вопроса является применение информационно-коммуникационных технологий, в частности, для реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Не стала исключением и музыкальная деятельность. Современному музыкальному руководителю следует стать первооткрывателем, проводником ребенка в мир инновационных технологий, использовать их для формирования художественного вкуса, развития творческих способностей, а также гармоничного развития личности в целом.
Музыкально-компьютерные технологии – достаточно юная и весьма энергично развивающаяся область знаний. Ее место как раз на границе между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно модернизирующиеся инструменты и средства для обучения, самовыражения, творчества.
Последние несколько лет, работая с детьми различных возрастных групп, я отмечаю тенденцию постепенного снижения силы и глубины эмоциональных ощущений у современных детей. В сложившейся ситуации целесообразно найти новейшие методы и приемы развития их музыкальности.
Поскольку мозг современных детей склонен получать знания в форме компьютерной игры или развлекательной программы по телевидению, ребенку будет гораздо легче воспринимать заданную информацию, если педагог применит мультимедийные технологии, способствующие стойкому развитию интереса и любви к музыке, формированию певческих навыков и навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. В данном случае имеется в виду исполнение детьми песен с использованием минусовых композиций, а также пение караоке с микрофоном и без него.
Современные компьютерные технологии помогают развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, формируют навыки игры на детских музыкальных инструментах, развивают умение сочинять несложные мелодии, побуждают детей к самостоятельности.
Выделим основные функции информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя:
-в первую очередь, это неиссякаемый источник музыки, учебной информации, средство работы с текстом, оформления пособий, выступлений;
-основным достоинством образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности;
-применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным, запоминающимся, современным.
Одной из важных задач музыкального руководителя является органичное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для формирования основных сфер личности, психических процессов, таких, как памяти, воображения, фантазии, внимания, а также для развития творческих способностей. Известна древняя мудрость, высказанная еще древнегреческим философом Плутархом: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».[5]
Применяя информационно-коммуникационные технологии в совместной музыкальной деятельности с детьми, нам позволено зажечь этот настоящий «факел». Особенности психики дошкольника таковы, что именно игра, а также яркая, современно продемонстрированная наглядность в дошкольном возрасте дают детям развить интерес к музыке, повысить мотивацию в их самообразовании. Детям необходимо переживать, сопереживать, творить, чтобы понимать музыку.
Каких же результатов мы достигнем, активно используя ИКТ в работе музыкального руководителя?
- воспитание музыкальной культуры и художественно-эстетического вкуса;
- повышение уровня усвоения пройденного материала;
- развитие познавательного интереса воспитанников;
-формирование мотивации ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
- открытие новых возможностей музыкального образования не только для самого ребенка, но и для педагога и родителей.
Для формирования и развития у детей стойкого познавательного интереса ставлю перед собой следующую задачу: сделать процесс совместной музыкальной деятельности творческим, насыщенным, занимательным. Ведь именно состояние интереса и удивления ведет за собой понимание и, как следствие, запоминание. Решению данного вопроса способствует собственный опыт практической профессиональной деятельности, который представляю Вашему вниманию.
Активно использую информационно-коммуникационные технологии в музыкальной деятельности, на праздниках, развлечениях, досугах, в конкурсных мероприятиях, индивидуальной, методической работе, а также для решения вопросов самообразования и повышения квалификации.
Реализация информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим направлениям:
-создание презентаций;
-работа с ресурсами Интернет (например, видеотрансляция концертов – «Виртуозов Москвы», Д. Мацуева, показ видео, рассказывающего о создании как этнических музыкальных инструментов с демонстрацией живого звучания некоторых из них – дамару, дарбуки (турецких барабанов), калимбы, так и современных – синтезатора, глюкофона, автоарфы, синтезатора «Модулин», терменвокса, гигантских музыкальных шкатулок Intel и Мартина Мулина);
-работа с аудио редакторами (при разучивании песен и танцев становится возможным замедление и ускорение темпа необходимых произведений в процессе музыкальной деятельности, изменение времени звучания трека, монтаж звука, добавление звуковых эффектов);
- анализ и наблюдение онлайн собственного исполнения детьми танцев, песен, театральных постановок (либо, как вариант, запись звука и видео и незамедлительный показ маленьким артистам, исполнителям своего выступления);
-работа с видео редакторами (создание видеорепортажей, видеоотчетов по проведенным мероприятиям для родителей, видеороликов к конкурсам, к праздникам, например, «Мамочке на 8 Марта», «Кем хочу я стать» на Выпускном празднике);
-создание виртуальных экскурсий (Государственная Уральская Филармония г. Екатеринбурга, Кафедральный Собор г. Калининграда, Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге, известный как Музей музыки, а также виртуальные туры, например, Музей театрального искусства в Санкт-Петербурге);
-разработка с помощью FLASH-презентаций обучающих, развивающих интерактивных игр с использованием интерактивной доски ScreenMedia («Угадай мелодию», «Узнай голос инструмента», «Поле чудес» - на музыкальном празднике в ДОУ);
-использование специальных таблиц, отображенных на мультимедийном экране, помогает детям исполнять перестроения различных видов, а также разучивать элементы, комбинации движений танцев;
-создание анимированных физминуток;
-пение по графическому изображению мелодии: можно разучивать небольшие распевания, песенки-попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам - запоминать новые, а также отгадывать уже знакомые детям песни;
-запись минусовых композиций с использованием синтезатора игр, песен в удобной для детей тональности и темпе исполнения;
- использование готовых обучающих программ;
-изобретение, разработка, использование в работе собственных авторских программ.
Существует множество компьютерных программ для работы с музыкой. Условно их можно разделить на следующие группы:
- музыкальные проигрыватели;
- музыкальные энциклопедии;
- музыкальные конструкторы;
- обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки,
- программы для пения караоке.
Чаще всего использую следующие компьютерные программы:
- Microsoft Power Point помогает создавать игры, которые бы включали комплекс различных видов музыкальной деятельности;
- Movavi Video Editor 15, Viva Video – программы для создания авторских видеороликов к праздникам, занятиям, досугам;
- Format Factory – программа удобна для конвертации мультимедийных файлов;
- Sony Sound Forge 7-9 – незаменима для записи минусов в реальном времени на синтезаторе;
- в программе Audacity имеется большое количество всевозможных функций для работы с аудио файлами, позволяющих записывать, кодировать, а также редактировать.
Интересно, ярко и доступно можно ознакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики. Проведя интересную интерактивную игру, основанную на, мы можем подвести итоги качества полученных детьми знаний в данной области музыкального искусства. Так, во время визита в Кафедральный собор города Калининграда (ранее Кенигсберга), посещения экскурсий, а также органного концерта (в настоящее время собор является концертным залом и музеем), были отсняты видео материалы. Результатом данной поездки явилось создание виртуальной экскурсии в форме FLASH-презентации в программе Microsoft Power Point. Дети совершили путешествие в старинный немецкий город, с удовольствием погрузились в атмосферу Кафедрального собора, в мир неповторимой органной музыки.
На праздниках как сюрпризный момент часто использую аудио фрагменты, записанные на диктофон телефона, либо другого доступного устройства. Звуковой файл возможно отредактировать в специальной, указанной выше, программе. Так, на глазах детей и гостей праздника «оживает» строгий Светофор, Ёлочка в Новый год, школьный портфель. Можно сделать, чтобы звук угасал, нарастал, мог менять свой тембр, а также мог вибрировать или, как эхо, резонировать в пространстве музыкального зала. Также на праздниках в ДОО демонстрирую постановочные видеоролики с участием героев, записанные заранее в каких-либо необычных местах (например, видео снимается на фоне природы, у лесного озера, затем обрабатывается в соответствующей программе по обработке видео файлов). Благодаря информационно-коммуникационным технологиям на праздниках в ДОО являются персонажи сказок, мультфильмов. Так, например, во время Выпускного вечера на мультимедиа экране оживают «настоящие» пираты. Они приплывают на лодке, вступают в диалог, приветствуя всех детей и гостей праздника. Затем предлагают детям задания, восхищаются и аплодируют ребятам за их правильное выполнение, просят исполнить выученные заранее песни и танцы. Праздник получается современным, захватывающим, запоминающимся! Также музыкальный праздник можно построить на FLASH-презентации в программе Microsoft Power Point. К примеру, праздник, посвященный Дню 8 Марта «Путешествие по телепередачам», предполагает показ видеофрагментов заставок популярных телепрограмм, органично сопровождаемых музыкальными номерами, которые подготовили дети и взрослые. Гости праздника с удовольствием погружаются в интерактивность мероприятия, праздник проходит живо, познавательно, интересно!
Результат профессиональной деятельности, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, выражен в следующем:
-достижение высокого уровня формирования эмоционального восприятия, музыкальной культуры;
- улучшение чистоты интонирования мелодии детьми;
- успешное развитие тембрального, динамического слуха;
- в области музыкально-ритмических движений: прогресс в развитии координации движений детей, ориентации в пространстве;
- развитие способности к импровизации во всех видах музыкальной деятельности;
- повышение музыкальной образованности воспитанников.
Дети с большим интересом участвуют в совместной музыкальной деятельности, и далее, уже в свободное время, можно услышать их пение, исполнение понравившейся песни, повторение движений танцев.
Профессиональная деятельность педагога предусматривает постоянное движение вперед, развитие вместе с современным ребенком. Существует такой «Третий закон Грира», который гласит: «Если программа тебе понятна, значит, она устарела»[3]. Планирую в своей работе продолжить изучение известных компьютерных программ, а также успешное освоение новых технологий, которые поднимут на следующий уровень процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Американский журналист Сидни Дж. Харрис выражает обоснованное беспокойство по поводу внедрения информационно-коммуникационных технологий следующими словами: «Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер».[3] Как бы ни развивалось общество, как бы современные инновационные технологии не вносили изменения в нашу жизнь, не нужно забывать, что в музыкальном воспитании неизменно важным остается непосредственное взаимодействие детей и музыкального руководителя. Живое исполнение под аккомпанемент фортепиано понятной и близкой детям песни, эмоциональный контакт, глядя в глаза маленьким слушателям, всегда будет актуальным.

Библиографический список

1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-ПРЕСС.1998.-267с.
2. Гулак И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ.2006.№8-36с.
3. Душенко К.В. Большая книга афоризмов..Самая современная антология афоризмов на русском языке /Litres., 2019.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве //Управление ДОУ-2008.№6-32с.
5. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов / Мардахаев Л.В. /.,Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019.-227с.
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника // Новая школа -1997.-№3-23с.
5. Одинцова Е.В. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Е.В. Одинцова, Г.Н. Котельникова.-2-е изд., перераб. и доп.-Ханты-Мансийск, 2013.-74с.
8. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке /О.С.Фомичева-М.: Гелиос АРВ.2000.-125с.

2020