Актуальные вопросы начального общего образования

Серякова Л.А., Терновая Н.К. Педагогические технологии воспитания толерантности младших школьников средствами образовательного процесса

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


На занятиях проблемного семинара учителей начальных классов достаточно много внимания было уделено вопросу формирования толерантности младших школьников средствами образования как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях в рамках реализации целевой воспитательной программы школы «Я – гражданин России» и Концепций формирования толерантности школьников средствами образования.
Наши дети и их родители узнали понятие толерантности ещё в 2004 году, когда мы впервые в школе проводили Всемирный день толерантности.
Но знать – это одно, а овладеть навыками толерантного общения, толерантной культуры – это более длительный процесс. А начало школы жизни в многообразном культурном мире начинается в семье ещё в дошкольный период и особенно активно проходит в младшем школьном возрасте. Умение общаться с детьми различных национальностей, культур, терпимо относиться к другим детям, уважать их права, их мнение, отличающееся от своего собственного, желание узнать о традициях, обычаях, культуре других национальностей, уметь сотрудничать в коллективных творческих делах – это небольшой перечень качеств толерантной личности младшего школьника, которые необходимо сформировать в семье и школе, чтобы все дети могли себя чувствовать комфортно в детском сообществе и в общении со старшими в условиях многонациональности школьного коллектива и окружающего социума нашего города и области, где проживают люди более 170 национальностей.
В нашей школе были проведены исследования по выявлению отношений родителей учащихся к межэтническим проблемам.
На вопрос: «Где, по вашему мнению, формируются отношения детей и молодежи к другим людям, людям иной национальности, иной веры и культуры, иных традиций, иных убеждений и т.д. получены ответы:
- в семье – 82%;
- в школе, других образовательных учреждениях – 63%;
- в окружающем обществе – 54%;
- средствами массовой информации – 42%;
- в религиозных и культовых организациях – 9%.
Как в Вашей семье относятся к людям другой национальности, культуры, веры, традиций? На этот вопрос мы получили следующие результаты:
- очень хорошо – 26,9%;
- положительно – 26,9%;
- нормально – 32,8%;
- уважительно – 10,4%;
- терпимо – 3%.
На вопрос: «Что, по Вашему мнению, надо делать, чтобы в нашей стране, в области, в городе, в микрорайоне люди различных национальностей жили в согласии и дружбе?» Получены ответы родителей, которые можно объединить в блоки:
·          Нужно донести до всех, что мы жители одной планеты. Нужно помогать друг другу, а не вредить.
·          С детства воспитывать уважение к другим людям, интерес к культуре, традициям, обычаям других народов.
·          В образовательных учреждениях, начиная с ДОУ, проводить как можно больше культурных мероприятий, праздников, где можно не только общаться, но и узнавать друг о друге что – то новое.
·          Больше проводить народных праздников и гуляний, спортивных народных соревнований.
·          Быть добрее к окружающим, в любой ситуации оставаться человеком.
А выводом можно считать ответ одного из анкетируемых: «Всё зависит от взрослых. Дети повторяют своих родителей. Если мы будем уважительны, такими станут и дети.»
Работая с родителями совместно, мы не только разъясняем им важность формирования у детей терпимости, доброты, сочувствия, сопереживания, уважения к другим, но и стараемся использовать любую возможность в процессе изучения материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, истории, ИЗО, трудового обучения, физкультуры, пения и музыки – для развития толерантных установок на основе общечеловеческих ценностей. Уроки -путешествия, уроки – экскурсии, музейные уроки, коллективные праздники, традиционные праздники народов, чьи представители обучаются в нашей школе, традиционные дни именинников, все общешкольные мероприятия, направленные на формирование толерантности детей, способствуют укреплению дружбы детей различных национальностей, развивают навыки культуры толерантного общения, развивают личность каждого ребенка, формируют их положительную Я – концепцию и уважительное отношение к другим людям.
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений.
Толерантность – способность человека, определяющая готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от него социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Эта способность, как известно, не является врожденной, развивается, подвергается стимулированию и коррекции и целью её формирования является готовность к взаимодействию со всеми субъектами обитания. В процессе обучения происходит активное общение детей. С первого дня обучения в школе они сообща выполняют разные виды деятельности, где возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватное отношение к тем или иным явлениям, фактам, процессам, событиям. Очень важно отметить, что в учебном процессе, в ходе коллективной творческой деятельности у учащихся возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников. С первого класса мы используем разные формы и средства воспитания толерантности учащихся в системе урочной и неурочной деятельности. К ним относятся: уроки беседы, дидактические игры, викторины, экскурсии, конкурсы, выставки. Анкетирование и опрос, тестирование – это средства социологического измерения и диагностика эмоциональной наполненности образовательной среды.
Проводилась диагностика толерантности детей в начальной школе. Всего продиагностировано было 265 человек. Мы получили такие результаты:
толерантного поведения – 55,2%;
интолерантного поведения – 35,1%;
затруднились ответить – 10%.
Диагностика изучения эмоциональной наполненности образовательной среды, характеристика самочувствия детей проводилась дважды. Первый раз прошли обследование – 197 детей. Показатели такие: с хорошим настроением посещают школу – 64,2%; с отрицательным эмоциональным состоянием – 9,7%; дети и веселые, и равнодушные и могут прекрасно общаться – 26%. Второй раз продиагностировано 192 человека. Хорошее эмоциональное состояние имеют 64,3% детей, равнодушное отношение (и веселые, и грустные не вызывают особой тревожности) – 24,8%.
Около 10% детей младшего школьного возраста показывают недовольство, отрицательное состояние в различных ситуациях образовательного пространства.
Провели диагностику толерантности и интолерантности родителей. В 1 – 4 классах проведен опрос 132 родителей. Получили показатели толерантности – 71%.
Ответов, говорящих о толерантности - 80%;
Интолерантных ответов – 9,2%;
Нейтральных ответов – 10,8%.
Общий коэффициент толерантности – 0,71 или 71%
Мы считаем, что это хороший показатель по школе.
Все классы нашей школы участвуют в конкурсе на самый толерантный класс, участвуют и наши классы. Составлен и принят Кодекс толерантности класса. Дети стараются его выполнять, жить по его законам. Мы считаем, что это у нас неплохо получается.

Библиографический список

1.       Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в политкультурном образовательном пространстве.// Начальная школа - 2006-№6- С. 109-110
2.       Кадырова С.Ш. К вопросу о формировании этнической идентичности в педагогической науке. // Начальная школа – 2015 -; 12 – с.12-16
3.       Клюев Е.В. Подготовка студентов к формированию межнационального согласия у школьников.// Начальная школа -2014-№ 9 – с.65-70

serykova61@mail.ru

8-905-362-74-85

2017