НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н.И. Психогимнастика на музыкальных занятиях как форма определения индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

 Психогимнастика – это игры, этюды, пантомимика, мимика, которая способствует всестороннему развитию ребенка на музыкальных занятиях.
Все это я провожу с целью развития внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики, для выражения эмоционального состояния детей.
На таких занятиях дети импровизируют, сочиняют, фантазируют, обучаются азбуке выражения эмоций и выразительным движениям. Психогимнастика включает в себя несколько методик, использующих язык тела при нарушении общения детей друг с другом. Во время занятий психогимнастикой я использую практически бессловесный материал. Детям очень нравятся такие занятия, после которых они проще общаются со сверстниками, умеют выразить свои чувства и лучше понимают чувства других. У детей развиваются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта), уходят на второй план (страхи, неуверенность, опасения).
В процессе занятий развиваются особенности эмоционального состояния ребенка, которое видно по мимике – выразительным движениям мышц лица. Выражение лица играет важную роль в общении. Иногда мимикой лица можно «сказать» гораздо больше, чем речью. Если на лице улыбка – это радость, хорошее настроение. Сдвинутые брови - это недовольство, обида, злость. Пантомимика – это выразительные движения всего тела. Осанка и поза имеют большое значение. Осанка – это положение головы поставлена прямо, склонена в бок, втянута в плечи, откинута назад. Поза бывает разнообразной, однообразной, скованной, грациозной и сутулой. Систематические занятия улучшают пантомимику. На занятиях психогимнастикой я использую технику рассказывания сказок, которые заранее сочиняю сама. Это целая серия историй про лошадку Марусю и ее друга гуся Степы. Дети ждут таких занятий с нетерпением, потому, что на каждом занятии для них открывается что – то новое, где они жестами, действиями и мимикой показывают сказку. Этот метод помогает заинтересовать детей, понять хорошее и плохое. Главное для меня то, что дети получают удовольствие от таких занятий.
Сказка: «Невероятные приключения лошадки Маруси и ее друга гуся Степы»
Основные цели: обогащать детей новыми впечатлениями, способствовать эмоциональной устойчивости и душевного равновесия, развивать у детей лучшее понимание себя и других, корректировать поведение детей с помощью психогимнастики, снижать эмоциональное напряжение, создавать возможность для самовыражения.
Образовательные задачи:
·          формировать и тренировать психомоторные функции детей
·          обучать элементам техники выразительных движений
·          формировать навыки в самостоятельном расслаблении
·          формировать у детей умение выразительно жестикулировать и активизировать их действия
·          формировать динамичные и статичные физические упражнения посредством психогимнастики
Развивающие задачи:
·          развивать физические и духовные способности детей
·          развивать и совершенствовать у детей моторику, выразительность движений, умение передавать свои чувства
·          развивать различные эмоции и возможности управлять ими самостоятельно
·          учить детей выражать пантомимические действия посредством проигрывания этюдов
·          развивать у детей двигательное воображение и творческую фантазию
·          развивать умение передавать свои чувства, владеть навыками управления своим телом
·          закреплять умение в преодолении барьеров в общении со сверстниками
Дети сидят на стульчиках.
Музыкальный руководитель: - Наступило утро, (звучит музыка Э.Грига «Утро»). Первые лучики солнца заглянули в домик к Марусе. Она открыла глазки и выглянула в окно. «Какое замечательное утро» - подумала Маруся: «Я сегодня обязательно пойду гулять!»
Музыкальный руководитель: Маруся быстро оделась, почистила зубки, умылась, позавтракала и вышла во двор. Не успела она сделать и двух шагов, как появился гусь Степа. «Куда это ты спешишь, Маруся?» - спросил Степа.
«Я иду гулять, если хочешь, пойдем со мной!» - ответила Маруся.
Музыкальный руководитель: Степа обрадовался, ему очень хотелось погулять с Марусей. Друзья вышли за ворота и побежали по ровной дорожке.
(Дети, сидя на стульчиках, поочередно хлопают ладошками по ногам, изображая ровную дорожку).
Музыкальный руководитель: - Вскоре ровная дорожка закончилась, и друзья пошли по песчаной дорожке.
(Дети трут ладошками друг о дружку, изображая шуршание песка).
Музыкальный руководитель: - И песчаная дорожка закончилась. Марусе и Степе пришлось идти по каменистой дороге.
(Дети поочередно постукивают по груди кулачками, произнося звук «а-а-а-а»).
Музыкальный руководитель: - Наконец - то каменистая дорога закончилась и друзья оказались у болота, но они не испугались, потому что Маруся знала тропинку и они пошли по болоту.
(Дети показывают болото: указательные пальцы рук прикладывают к краям губ, двигая их поочередно вверх и вниз, при этом причмокивая).
Музыкальный руководитель: И вот наконец наши друзья пришли на сказочную полянку, которая была вся залита лучами солнца. Зеленая, сочная травка покачивалась от дуновения маленького ветерка, полевые цветы подняли свои головки к солнышку и радовались чудесному дню. Разноцветные бабочки летали над полянкой, своими крылышками они смахивали с травинок утреннюю росу. Пчелки перелетали с цветка на цветок, собирая нектар. «Как же здесь чудесно!» - воскликнула Маруся.
(Дети мимикой лица показывают восхищение).
Музыкальный руководитель: Степа вытянул свою длинную шею и глубоко вдохнул в себя чистый и свежий воздух.
(Дети вытягивают шею, расправляют плечи и делают глубокий вдох).
Музыкальный руководитель: - Маруся и Степа решили отдохнуть на полянке, они легли на зеленую травку и стали смотреть на облака, проплывающие над ними.
(Дети положили руки за голову, расправили плечи, вытянули ноги).
Музыкальный руководитель: - Вдруг Маруся и Степа услышали чей – то плач.
(Дети мимикой лица показывают тревожность, беспокойство).
«Степа, наверное что-то случилось, бежим скорее!» - воскликнула Маруся.
Музыкальный руководитель: - Они быстро поднялись и побежали к старой башне, откуда доносились призывы о помощи. Там друзья увидели Ласточку, которая горько плакала. «Что случилось, Ласточка?» - спросила Маруся. «Мой птенчик выпал из гнезда, он еще не умеет летать, и я боюсь, что его может съесть кошка!» - с плачем ответила Ласточка. «Не переживай милая Ласточка, мы обязательно тебе поможем!» - сказал Степа.
Музыкальный руководитель: Степа велел Марусе стоять на месте и не двигаться, потому что Маруся большая и может не заметить в густой траве птенчика и наступить на него. Степа наклонился, вытянул свою длинную шею и посмотрел вправо, затем влево.
(Дети наклонились вперед и сделали повороты головой вправо и влево)
Музыкальный руководитель: - Вдруг Степа воскликнул: «Я нашел птенчика!»
Он тихонько подошел к маленькому комочку и аккуратно крылышками его взял.
(Дети сложили ладошки «лодочкой» и очень нежно «взяли птенчика в руки»).
Музыкальный руководитель: Степа забрался на спину Маруси. Маруся подошла к стене башни, где находилось гнездо Ласточки, и аккуратно положил птенчика в гнездышко.
(Дети подняли «лодочку вверх», тихонько раскрыли ладошки и положили птенчика в гнездышко).
«Ну, вот, мы спасли твоего сыночка, Ласточка!» - сказал Степа. «Спасибо вам большое, вы настоящие друзья!» - ответила Ласточка.
Музыкальный руководитель: - Маруся и Степа были очень довольны, ведь они сделали очень хорошее дело! Но, вдруг часы, которые были на старой башне, пробили полдень, нашим друзьям пришло время возвращаться домой, и они отправились в обратный путь. Они прошли болото (дети показали болото), затем побежали по каменистой дорожке (дети показали каменистую дорогу), прошли песчаную дорогу (дети показали шуршание песка), и вышли на ровную дорожку (дети показали ровную дорожку). Когда они подошли к воротам, то через забор увидели машину, которая привезла обед. Марусе и Степе нужно незаметно пройти через двор. Они взялись за ручку ворот и стали тихонько их открывать.
Дети показывают, как они берутся за ручку ворот).
Музыкальный руководитель: - Ворота были старые, поэтому они заскрипели.
(Дети голосом изображают «скрип ворот»).
Музыкальный руководитель: - Друзья попрощались и тихонько пошли в свои домики.
(Дети, сидя на стульчиках, очень тихо переступают с ноги на ногу, как будто идут).
Музыкальный руководитель: - Когда Маруся зашла домой, ее окружили подружки – лошадки. Они стали спрашивать, где была Маруся и что делала?
Маруся пообещала после обеда им все рассказать. На следующий день Маруся и Степа снова решили прогуляться, но это уже другая история!
 Библиографический список
1. «Психогимнастика в детском саду» Е.А. Алябьева М., ТЦ Сфера, 2005г.
2. «Телесноориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» И.В. Ганичева, М., 2004г.
3. «Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой» И.А. Агапова, М.А. Давыдова, АРКТИ, 2011г.
 Сведения об авторах
Ермолаева Н.И. музыкальный руководитель Государственного Бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт - Петербурга
2020