НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Марченко И.П. Конспект выступления на методическом совете «Правополушарное мышление: значение и развитие»

Библиографическое описание:
Марченко И.П. Конспект выступления на методическом совете «Правополушарное мышление: значение и развитие» // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Цель: обмен опытом работы педагогов-психологов со специалистами, ознакомление с инновационными методами работы.

Задачи:

· ознакомить специалистов с функциями правого и левого полушарий;

· информировать о целесообразности развития правого полушария мозга;

· обучить простым техникам развития правого полушария, способам применения их в работе;

Введение

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление. Конечно, эта теория много раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Давайте попробуем разобраться…

Исследователь процессов интеллекта и творчества П. Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено четыре типа мышления:

· левополушарное мышление - то, которое строится на логике и анализе;

· правополушарное мышление - где мыслительным процессом движут эмоции, интуиция и образы;

· смешанное мышление - где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент;

· интегрированное мышление - когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Узнать, какое полушарие у нас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к лидерству и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента - сильные эмоции, - у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести убедительную речь, вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, - у вас левополушарный тип мышления.

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь И.Ф.Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейрофизиолог Н.Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях».

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. По их мнению, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария:

Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью методик Г. Альтшуллера, Э. Боно, М. Микалко, Т.Бьюзена, Д.Камерон, М.Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге.

Давайте проведём простую тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений.

Сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь я буду медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.

Вначале зрительные образы: банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Далее – слуховые образы: шум прибоя, звук движущегося поезда, звуки фортепиано, звон колокольчика, раскаты грома, падающие капли, чириканье воробьёв, эхо, шёпот.

Телесные образы: поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, шип розы, рыбная чешуя, лепка снежка.

И в конце – обонятельные и осязательные образы: аромат свежей розы, запах скошенной травы, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, запах кофе».

Упражнение «Пословицы». «Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.

Рекомендуемые пословицы: «Семеро одного не ждут», «Тише едешь — дальше будешь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Делу время, потехе час».

Библиографический список

1. Азарова Е. А., Котик – Фридгут Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека: учебное пособие. - Таганрог: издательство южного университета, 2021 – 158 с.

2. Верещагин А. Эффективный мозг: правое полушарие VS левое полушарие. - СПб.: ИГ «Весь», 2017 – 240 с.
2023