НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гафиатуллина Г.Ф. Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников

Библиографическое описание:
Гафиатуллина Г.Ф. Задача учителя в совместной творческой деятельности младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как совместная творческая деятельность, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.

Творческое начало проявляется и в замысле – в нахождении способов осуществления выполнения заданного материала, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, передают свое отношение к учебной деятельности, свои мысли и чувства.

Выделяют главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.

Виды совместных творческих дел:

1) Организаторские;

2) Познавательные;

3) Художественные;

4) Спортивные;

5) Общественно-трудовые;

6) Политические.

Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее первый учитель.

Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества.

Задача учителя состоит:

1. Изучение учителем интересов и запросов ребят и осознанное совместное выдвижение и принятие цели.

Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, классный руководитель должен уметь создавать ситуацию выбора, причем выбора разумного, творческого. Для этого необходимо не только иметь установку на демократическое сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов взаимодействия. Только тогда предстоящая деятельность будет восприниматься ребятами не как насилие взрослых, не как ущемление их интересов или бессмысленная трата времени, а как желанная, осознанная необходимость для каждого из них.

2. Учитель должен четко осознавать, существует ли такая необходимость на самом деле и какие конкретно возможности для развития тех или иных сторон личности и коллектива предоставляет планируемая деятельность. Если большинство ребят не увидят этих возможностей и классному руководителю не удастся показать ясность и необходимость предлагаемой цели, лучше и отказаться от нее. Это будет соответствовать интересам развития воспитанников в конкретных условиях и обстоятельствах.

3. Довольно часто классные руководители недооценивают значение этапа коллективного планирования и в лучшем случае ста вят класс перед фактом: «Вы будете участвовать...», «На следующей неделе будет проводиться...», «Завтра после уроков все останетесь...». Обычно это вызывает незамедлительный, протест ребят, причем даже в том случае, если предстоящая деятельность значима для ребят и могла бы быть воспринята ими совсем иначе. В подобных случаях воспитанник выступает всего лишь как объект волеизъявления учителя; никакого взаимодействия между ними при этом нет. Трудно рассчитывать в такой ситуации и на взаимодействие между самими ребятами.

4. Коллективное целеполагание должно иметь не только когнитивный аспект (т.е. давать ответы на вопросы: «Что мы хотим сделать?», «Зачем мы это делаем?» и «Что мне это даст?»), но и эмоциональный.

Именно на этом этапе возникают атмосфера завтрашней радости, те самые общие настроения и переживания, которые сплачивают класс и активизируют каждого школьника. Нетрудно догадаться, какие эмоции могла вызвать у ребят в приведенном ранее примере такая подача праздника. Именно поэтому с такой неохотой они обеспечивают «строго обязательную явку», а то и вовсе игнорируют начинания классного руководителя. И в том и в другом случае копилка их индивидуального и коллективного социального опыта не только не пополняется, но и обедняется.

Мастерство классного руководителя будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими занятиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. «О предмете исследования творческих способностей» // Психол. Журнал. - 1995. - т. 16. - №5.

2. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. – 1998. - №3.

3. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
2023