Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Силина О.К. Психологическое насилие в семье

Библиографическое описание:
Силина О.К. Психологическое насилие в семье // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Психологическое насилие над детьми с каждым годом становится более актуальной. Детско-родительские отношения становятся напряжённое, доверительное общение сводится к минимуму. Последствия детского насилия можно проследить в увеличении числа безнадзорности среди детей, преступности и попыток совершения суицида.

Интегративный подход в данном контексте является необходимой частью. Так как психологическое насилие рассматривается в рамках общения всех членов семьи, и поведение жертвы может быть разгадкой общей картины происходящего. Потому как физическое насилие можно увидеть, например синяк или ушиб, в то время как психологическое насилие сложно отследить в одночасье. Необходимо время для того чтобы насилие проявилось, которое может быть решающим.

Насилие в семье – это уникальное явление, где противоправные действия друг над другом совершают близкие люди, что само по себе уже кажется пугающим.

В семье насильственные действия чаще всего проявляются к самым незащищённым и беззащитным – детям, пожилым людям и женщинам.

Но какие же могут быть первые «звоночки» психологического насилия:

- близкий человек пытается высмеять вас или критикует в обществе других людей. Партнер пытается сыграть на вашей неуверенности, стараясь снизить вашу самоценность. Например, вы пытается сбросить вес, в это время партнер называет вас жирной. Если не получается добиться результата в какой либо деятельности, может назвать вас тупым;

- ваше мнение никому не интересно и не берется в расчет на семейном совете и в повседневной жизни;

- ваши идеи и потребности игнорирую;

- все ваши действия контролируются, нет права выбора и самостоятельного принятия решения;

- вам пытаются навязать чувство вины и стыдят за вши чувства и эмоции, пренебрегают вашим эмоциональным состоянием. Например, «что ты плачешь», «ничего страшного не случилось» и т.д.;

- пытаются унизить и оскорбить с целью вывести вас из равновесия и выставить виноватым в любом ситуации;

- унижают и оскорбляют, чтобы снизить вашу значимость;

- навешивание ярлыков, например, «ты неудачник», «у тебя ничего не получится»;

- на вас кричат, говоря о том, что вы сами спровоцировали;

- запрещают с кем-либо общаться.

При этом в семье может присутствовать один признак психологического насилия или сразу несколько.

Особенности детско-родительских отношений, как правило, передаются из поколения в поколение. Если в семье было принято проявлять негативное воздействие на психику ребенка, то в будущем, подросшие дети также будут использовать манипулятивное, унижающее отношение к своим детям.

Признаки того, что ребенок подвергается насилию:

- эмоционально невосприимчивый, равнодушный;

- грустный, печальный, не испытывает чувства радости;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается;

- замкнут в себе, задумчивый или, наоборот, агрессивный;

- находится в поисках взрослого, от которого будет испытывать любовь и внимание;

- испытывает ночные приступы страха, плохо спит, бессоница;

- не проявляет интереса к играм.

Можно выделить следующие наиболее распространенные последствия психологического насилия:

- нарушение эмоционального интеллекта. Ребенок не может распознавать эмоции и чувства, понимать намерения. Мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями;

- проблемы построения взаимоотношений, которые характеризуются отсутствием доверия. Ребенок будет видеть во всем подвох. Вследствие этого будет повышен уровень тревоги;

- неадекватная самооценка. В результате того что ребенка убеждали в его неполноценности (глупый, некрасивый, неспособный), он ищет во всем подтверждения своей значимости.

По данным исследований, жертва психологического насилия, испытывает страх, собственную неполноценность, зависимость, что является основными причинами, из-за которых не обращаются за помощью.

Очень важно если вы или ваши близкие подвержены психологическому насилию, обратиться за помощью.

С детьми, пережившими насилие, психологом проводятся диагностические, коррекционные и профилактические занятия.

Чаще всего в коррекционной работе с детьми используют такие психотерапевтические подходы как, арт-терапия, песочная терапия, игры, сказкотерапия.

Методы должны соответствовать возрасту и возрастным характеристикам ребенка.

При работе с детьми, подвергавшимся насилию, необходимо следовать принципам гуманистическое психологии: полное принятие ребенка, уважение его как личности, искренний интерес к нему и его проблемам.

Проблема психологического насилия в настоящее время приобрела глобальный масштаб. Жестокое обращение в семье, как это ни печально, носят повсеместный характер. Дети – одна из самых нуждающихся социальных групп, которая не может самостоятельно постоять за себя и постоянно нуждается в защите и опеке со стороны взрослого. Необходимо помнить, что ребенок, как и любой взрослый, заслуживает внимание, уважение и позитивное отношение к себе. Учитывать его интересы и мнение нужно с самого раннего возраста.

Библиографический список:

1.Орлова Татьяна. «За закрытыми дверями». Москва, 2021.

2.Богатырева Т.Л. «Практическому психологу». Москва, 2007.

3.Зимина Е.С. Сказкотерапия в работе с детьми. Армавир, 2012.

4.Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». Санкт-Петербург, 2019.

5.Устюгова И.А., Сухогузова И.Г. «Работа с подростками девиатного поведения». Волгоград, 2017.

6.Газета педагогов // Электронный ресурс/ – https://gazeta-pedagogov.ru/7
2024-07-01 14:45 2024