Актуальные вопросы начального общего образования

Калинина Д.А. Психологические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Младший школьный возраст – возрастной период от 6 до 11 лет. В этот период происходит обучение на первой школьной ступени – в начальной школе.
До указанного возраста ведущей деятельностью человека являлась игровая деятельность. В процессе обучения на смену игровой деятельности приходит учебная деятельность, которая становится ведущей. Переход к новому виду деятельности приводит к формированию психических новообразований. Обучение в начальной школе, новые отношения со сверстниками, новый распорядок дня, новые школьные правила играют большую роль в жизни ребенка. Школьник привыкает к условиям жизни в школе, где ему предстоит учиться еще много лет.
В психических процессах на первый план у ребенка выходит возбуждение, торможение уходит на второй план. Нервные процессы становятся более подвижными. Эти изменения определяют психологические особенности младших школьников.
Изменения затрагивают эмоциональную, личностную, когнитивную, волевую сферы учеников, а также взаимоотношения с ровесниками и значимыми взрослыми (родителями, учителями и т.д.).
Рассмотрим изменения в эмоциональной сфере. Повышенная эмоциональная возбудимость – одна из приобретенных особенностей, детям становится сложно себя контролировать, наблюдается рассеянность, непоседливость, неорганизованность
Адаптация к школе изменяет в большей степени эмоциональную сферу ребенка. В школе на смену относительной свободе приходят жесткие правила, нормы, которые должен соблюдать ребенок. Это приводит к появлению незнакомых для ребенка эмоциональных переживаний.
Школьная среда ставит ребенка в мир новых правил и взаимоотношений, ему необходимо становиться ответственным, организованным, дисциплинированным и стремиться к хорошей успеваемости. Все вышеперечисленное может вызывать у ребенка психическую напряженность.
Психическая напряженность и повышенная эмоциональность ученика начальной школы проявляется в любой деятельности, в том числе и учебной. Их деятельность эмоционально окрашена, ученик не всегда может контролировать свои эмоции, но временем ученику становится все легче делать это.
Психологи говорят о повышенной нервной активности детей в период обучения в младших классах, особенно в первом, что связано с острым этапом школьной жизни – адаптацией. Спустя 25-30 минут после начала урока ребенку сложно удерживать внимание, ребенок становится рассеянным, наступает сильное утомление.
Следующая сфера, которую мы рассмотрим, – личностная.
Л.С. Выготский отмечал, что переходя к младшему школьному возрасту, ребенок испытывает личностные изменения. Он теряет детскую непосредственность и наивность, то есть в поведении учащегося наблюдается интеллектуальная составляющая. Начало школьной жизни также характеризуется кризисом семи лет. Основные симптомы кризиса:
1) Теряется непосредственность. Ребенок переживает значение действия, которое выполняет.
2) Появляется манерничанье.
3) Ребенок не показывает взрослому свои переживания, замыкается, становится труднее управлять ребенком. У детей появляется осознаваемая внутренняя жизнь.
Самооценка и самосознание детей в данном возрасте плохо развиты. Это также доставляет дискомфорт учащимся. В этом возрасте ребенок хочет стать скорее взрослым, он копирует родителей, учителей, подражает старшим сестрам и братьям.
В социальной жизни учащегося также происходят изменения.
Учитель помогает учащимся усвоить новые правила, социальные нормы, перед учителем стоит цель научить учащихся действовать в соответствии с требованиями окружающих и общепринятыми правилами и нормами. Отличительной чертой данного возраста является также и то, что ребенок впервые осознанно понимает связь между ним и обществом, делает попытки понять мотивы поведения других людей, нравственные оценки поступков, важность и значение какой-либо конфликтной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно в этот возрастной период ребенок начинает вступать в сознательную фазу формирования собственной личности.
Школьник начинает испытывать чувство удовлетворения от своих достижений, это говорит о том, что у ребенка формируется интерес к содержанию учебной деятельности. Задача педагога в этот период – закрепить успех учащихся похвалой, одобрением. Учитель становится для взрослых самой авторитетной фигурой, поэтому имеет большое влияние на учеников начальной школы. Пользуясь своим положением, важностью для учащихся, педагог способен сформировать основу для развития и обучения личности ребенка в условиях образовательного учреждения. Такие процессы, как ощущения и восприятие, являются ведущими при знакомстве с окружающим миром и стимулируются учебной деятельностью.
Все вышеперечисленные факторы значительно влияют на формирование и закрепление новой системы отношений к социуму, к учебной деятельности и связанным с ними обязанностям. Они в достаточной мере оказывают воздействие на характер, способности ребенка и другие личностные особенности и к тому же расширяет круг ее интересов.
Опыт, полученный за 4 года начальной школы, имеет большое значение для его дальнейшего развития.
Изменения затрагивают и когнитивную и волевую сферу учащегося. Когнитивные функции – основа для формирования познавательных УУД, а значит и логических учебных действий.
На фоне низкого уровня сформированности волевых качеств, младший школьник часто испытывает трудности в обучении и следовании правилам. Непроизвольное внимание развито в большей степени, чем произвольное.
Но непроизвольное внимание является неустойчивым, только к 4 классу ребенок может фиксировать внимание на нужном объекте в течение всего урока.
В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7-10 лет ребенок способен проигрывать различные ситуации, что позволяет воображению включаться в другие виды деятельности. Для младшего школьного возраста воображение является способом выйти за рамки своего практического опыта, а также одним из первых условий развития творческих способностей.
Формирование логических УУД становится невозможным без развития таких психических процессов, как мышление. Данная психическая функция становится более подвижной и сложной в этот период. Ребенок учится создавать логические выводы, устанавливать причины и следствия. Еще одна особенность мышления младшего школьника – это обратимость, выход за рамки «здесь и сейчас».
Главное новообразование данного периода – формирование наглядно-образного мышления. Ребенок способен выполнять действия по решению благодаря образам во внутреннем плане.
У большинства младших школьников отсутствует достаточный опыт целеполагания, выбора и реализаций способов решения различного рода задач. Поэтому в школе такие учащиеся, чтобы избежать трудностей, проявляют капризность и упрямство.
Формирование у школьников логических УУД – это одна из целей образования. Учебная деятельность была хорошо изучена, были исследованы пути ее формирования, был разработан комплекс образовательных технологий, направленных на формирование общеучебных действий.
Как и раньше, в учебной деятельности основной акцент делается на то, как ребенок овладел навыками, знаниями и умениями. Но было замечено, что зачастую школьники неспособны применять знания, умения и навыки не только в реальной жизни, но и в новых ситуациях в рамках учебной деятельности. Эти данные многократно подтверждались как педагогической практикой, так и мониторингом в области образования различного уровня. Поэтому вопрос определения наиболее успешного периода для формирования познавательных УУД является очень своевременным.
Часто не придавалось должного значения настоящим возможностям младших школьников, учебно-познавательная деятельность была слишком регламентирована. В то же время младший школьный возраст – это период наиболее благоприятный для формирования познавательных УУД. Заметим, что формирование познавательных УУД невозможно без формирования высших психических функций – произвольной памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте вышеперечисленные познавательные процессы приобретают самостоятельность.
Ученик младшей школы учится мнемотехническим приемам, что позволяет ему запомнить что-то новое из увиденного и услышанного, творить, создавать новое, что раньше не было им воспринято. В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных УУД.
В младшем школьном возрасте ученик понимает важность развития памяти, овладевает способами осознанного управления ею, то есть целенаправленно запоминает и извлекает информацию из памяти. В итоге усиливается роль и доля словесно-логического, смыслового запоминания.
Кроме этого, у ребенка развивается способность планировать свои действия, принимать решения и выбирают наиболее эффективные пути запоминания информации.
Именно учебная деятельность помогает решить основные задачи развития в младшем школьном возрасте: образование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться.
При непосредственном воздействии обучения проходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении важнейших свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые сравнения и сопоставления, формировать простейшие умозаключения.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных УУД, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Психические процессы приобретают большую произвольность.
Ребенок осваивает способы самостоятельного управления памятью, вниманием, воображением. Кроме этого, в умственном плане становятся доступны классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются вестниками формирования в будущем познавательных УУД.
Список литературы
Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 384 с.
Мамажанов, М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: автореф. дисс.... канд. псих. наук: 13.00.01 / М. Мамажанов; АПН СССР. – Москва, 1981.
2019-12-26 16:03 2019