Актуальные вопросы начального общего образования

Чепелева И. А. Профориентация в начальной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Являясь мамой выпускницы 11 класса, особенно остро ощущаю колебания детей при выборе профессии. Взрослый человек не всегда может принять верное решение, а ребёнок и подавно. С одной стороны, желая помочь своим детям, мы пытаемся навязать им свои мечты, свои желания, не задумываясь об их приоритетах. С другой стороны – предоставляя детям самим сделать выбор, нам кажется, что мы пускаем всё на самотёк. И с такой проблемой сталкиваются все и дети и взрослые. Поэтому, на мой взгляд, важно начинать говорить об этом, начиная со школьного возраста.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения обучающихся в старших классах.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.
Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической.
Знакомство с профессиями в начальной школе классе я начинаю с 1 класса. Первоначально обучающиеся имеют представление о работе своих родителей, близкого окружения.
Расскажу о некоторых формах профориентационнной работы в начальной школе, которые я использую.
1. Видеоролики о профессии
В наше время стали популярными видеоролики различной тематики. Детям это близко. Некоторые даже и сами пытаются снимать различные видеосюжеты. Сейчас видеоматериалы используются во многих сферах, начиная от рекламных роликов и заканчивая полноценным кино. Поэтому монтаж видео – работа, востребованная и перспективная. А также детям интересно смотреть сюжеты снятые одноклассниками. Пусть даже с помощью родителей или специалистов.
В рамках проектной деятельности в моей методической копилке есть видеоролик, снятый обучающимся 2а класса Архиповым Иваном и его папой. «Профессия пожарный». Данный ролик используется на классных часах в начальной школе.

Рисунок 1. «Фрагмент видеоролика «Профессия пожарный»
2. Приглашение родителей.
Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.
Я приглашаю родителей на классные часы, на которых они рассказывают детям о своей профессии. Показывают предметы, форму и т.д. Проводят небольшие мастер-классы. Родители из моего класса рассказали о профессии парикмахера, педагога по вокалу, директора предприятия.

Рисунок 2. Мастер класс Рисунок 3. Мастер-класс
«Профессия парикмахер» «Создание причёски»

Рисунок 4. Мастер- класс Рисунок 5. Мастер-класс
«Директор предприятия» «Сбор лампочки»
3.Выставка рисунков.
Провожу выставку рисунков «Моя будущая профессия», на занятиях внеурочной деятельности использую раскраски «Кем я хочу стать».

Рисунок 6. «Профессия врач» Рисунок 7. «Профессия повар»
4. Классные часы, викторины.
Классные часы, викторины, ролевые игры на внеурочной деятельности, проекты о профессиях, показ презентаций о профессиях, чтение книг, кроссворды и другие виды работы.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Зачем человек трудится», «Все профессии важны» и др.
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Словарная работа, сочинения «Кем я хочу стать», тексты для списывания, диктанты, карточки соответствующей тематики.
В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Хочется закончить цитатой Сенеки: «Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Библиографический список

1.Загашев, И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев //Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- № 20.-С. 1-32.- Библиогр.: с. 31.- Содержание: Профориентационная работа в начальной школе.
2. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 21 / 1-15 нояб.- С. 40-47.
2020