Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бойко Ж.Г. Методическая разработка внеклассного мероприятия "Память о Холокосте - путь к толерантности"

Библиографическое описание:
Бойко Ж.Г. Методическая разработка внеклассного мероприятия "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Память о Холокосте-путь к толерантности

Цели и задачи:

Повысить информационную грамотность учащихся.

Развивать умение выслушивать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию.

Воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире.

Пробудить у учащихся интерес к истории Холокоста;

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, аудио и видеозаписи.

Методическая разработка внеклассного мероприятия состоит из двух частей:

Сообщение о Холокосте.

Просмотр и обсуждение кинофильма.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами начнем разговор о страшных и трагических событиях, которые происходили в нашем мире.

Об опасности расизма, ксенофобии, неонацизма в современном мире и сегодняшней России, о Международном дне памяти жертв Холокоста.

О Холокосте как трагедии еврейского народа.

В ноябре 1938г. в Германии произошел еврейский погром, вошедший в историю как «хрустальная ночь» (ночь битых стекол). Тогда погибли около 100 евреев, были разрушены все синагоги, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии. Более 30 тысяч евреев были отправлены в концентрационные лагеря.

Заранее подготовленные ученики делают сообщения.

Холокостом (по-гречески – всесожжение) называют преднамеренную попытку полного истребления целой нации, приведшую к уничтожению до 60% евреев в Европе, то есть примерно 35% еврейского населения мира. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях били построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей. Были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах.

Грандиозными, межнациональными были масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории жертвы холокоста преследовались и ссылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения.

Традиционно жертвами холокоста считаются 6 млн евреев Европы. Тем не менее полного поименного списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожили даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск.

Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую тем просто некуда было ехать. Для евреев Европы мир разделился надвое: на места, где они не могли жить, и на места, куда они не могли попасть.

Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работающих в государственных учреждениях или по определенным профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября положил конец равноправию евреев в Германии и определил еврейство в расовых терминах.

В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры к выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество, но и осложнило пути для легальной эмиграции.

В крупнейших городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось все еврейское население города и его окрестностей.

В Освенциме (Польша) в 1940г. был создан крупнейший концлагерь, где за 5 лет было уничтожено, по разным данным, от 900тысяч до 5 млн человек. Освенцим был настоящей "фабрикой смерти". Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. Среди погибших – 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных.

АУШВИЦ

Лагерный комплекс Аушвиц, расположенный недалеко от польского городка Освенцим, был создан в 1940 году для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов. Их "обслуживали" 2500 эсэсовцев.

Аушвиц I - на месте бывших польских казарм. Это был основной лагерь и резиденция главного коменданта всех окрестных лагерей. Максимальная численность заключенных в нем составляла 15-18 тысяч человек.

Аушвиц II был создан в нескольких километрах от главного лагеря, на месте небольшой деревни, называвшейся по-польски Бжезинка, по-немецки - Биркенау. Заключенных здесь было намного больше, чем в главном лагере (временами до 100 тысяч), условия содержания существенно хуже, уровень смертности заметно выше.

Массовое уничтожение людей газом началось в конце 1941 г. Первыми жертвами стали советские военнопленные, на которых проводили опыты, устанавливая необходимое для умерщвления человека количество газа "Циклон Б". С весны 1942 г. начали действовать газовые камеры в Биркенау. Тут же размещались и четыре введенных в строй весной 1943 года новых крематорных комплекса (со встроенными газовыми камерами).

Вспоминает Шломо Венезия - один из немногих выживших узников Освенцима: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г.

Аушвиц III состоял из главного лагеря в Моновице (химическое предприятие концерна "ИГ Фарбен") и 39 более мелких филиалов. Число заключенных достигло осенью 1944 года 30 с лишним тысяч человек.

Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников.

Мордехай Цирульницкий, бывший заключенный N 79414

ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ В ОСВЕНЦИМЕ

(Из «Черной книги»)

… 2 января 1943 года я был зачислен в команду по разборке вещей, прибывающих в лагерь заключенных. … Часть из нас занималась разборкой прибывавших вещей, другие – сортировкой, а третья группа – упаковкой для отправки в Германию. Ежедневно отправлялись в разные города Германии по семь-восемь вагонов вещей. Старые, изношенные вещи отправлялись на переработку в Мемель и Лодзь.

Работа шла круглые сутки, и днем и ночью, и все же нельзя было с ней справиться – так много было вещей.

Здесь, в тюке детских пальто, я нашел однажды пальто моей младшей дочурки – Лани.

Уже вскоре после того как я начал работать в этой команде, я узнал о газовых агорах, о крематориях, где ежедневно сжигались тысячи людей, я узнал о судьбе всех тех, кому не посчастливилось попасть в рабочие команды, и понял, что та же судьба постигла и мою семью. Люди ослабевшие, истощенные, больные, негодные для рабочих команд неизменно «газировались», а на их место присылались другие. Однажды, в сильный мороз, эсэсовцы заставили целую группу работать раздетыми. Через два часа люди были совершенно обморожены. Работа стала. Эсэсовцы избили людей палками, те же, кто не выдержал экзекуции и свалились, были отправлены в «газ».

В одном из греческих транспортов был доставлен детский дом. На железнодорожной платформе эсэсовцы хотели отделить от детей прибывшую вместе с ними воспитательницу. Она категорически отказалась оставить детей одних, хотя к этому моменту для всех прибывающих была уже ясна ожидающая их участь. Не подействовали ни уговоры, ни попытки насильно оторвать ее. Так и ушла вместе с ними в газовую камеру.

Чем объяснить жестокость нацистов

Наум Коржавин

ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ

Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

Что помогало заключенным выжить, выстоять, остаться человеком?

Звучит музыка. Бах. Месса.

Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, из книги "До и после Освенцима":

"Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов.

Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. …

В тот день, когда я приехал в Освенцим, там насчитали семь с половиной тысяч оставшихся в живых.

Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. …

Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны.

Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…"

27 января

день освобождения узников

нацистского лагеря уничтожения

Аушвиц (Освенцим)

войсками 1-го Украинского фронта

Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста - геноцида 6 миллионов европейских евреев.

Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом

Есть ли будущее «завтра» у таких «фабрик смерти» как Освенцим?

Зачем ворошить прошлое, может просто его забыть?

Что может произойти, если мы забудем и не сохраним память о Холокосте?

Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в истории человечества, полной войн и убийств? Почему вы так считаете? Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

Во многих странах мира изучается тема Холокоста. В чем необходимость изучения данной темы?

Подведение итогов занятия

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность. Что это такое? —

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Непонятно? Что же, объясняю:

Это счастье на Планете всей.

Это то, что я всех принимаю.

Всех людей, кто веры не моей.

Толерантность, — я сказала, — это

То, на чем стоит Планета вся,

И другого не найти ответа.

В этом я уверена, друзья.

Толерантность — это всепрощенье

Тех, кто нам обиды наносил.

Толерантность — это примиренье

Всех враждебных в этом мире сил.

Толерантность — это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!

Алена КАЛИНИНА.

Современному российскому обществу явно не хватает толерантности.

Обычно пословицы выпукло выражают те или иные черты национального характера. Известная пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» приходит на ум в связи с двумя официальными документами последнего времени. Речь идет о федеральной целевой программе «О формировании установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе» и о Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». Распространение в обществе, особенно в молодежной среде, нетерпимости и враждебности к «не нашим», этнической, расовой, религиозной неприязни, ранее не свойственных нашему народу, наглядно демонстрируют не только напряженная ситуация на Северном Кавказе, но и драматические события в Москве (погром в Царицыно, выступления скинхедов, беспорядки, учиненные футбольными фанатами в центре города), в других регионах страны. Поэтому реакция властных структур была вполне уместной, хотя и запоздалой. Теперь важно обеспечить реальное воплощение взятого государством курса на искоренение проявлений экстремизма.

Сказывается и отсутствие ясных и обоснованных идей, способных найти отклик у большинства, объединить разные слои населения со всеми их реальными региональными, этническими, религиозными и другими различиями. Сугубо «национальная идея», ставящая в привилегированное положение один этнос, положительную роль тут сыграть не может. Многонациональной и поликонфессиональной России более подходит концепция единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности - процесс долгий. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных организаций, но и от системы образования и воспитания, средств массовой информации, деятелей культуры, от того, сумеют ли они преодолеть индифферентное отношение к далеким от толерантности нравам.

Какой бы урок толерантности, посвященный теме Холокоста, мы не провели, его можно завершить словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает «ХОЛОКОСТ».

И тогда этот урок станет настоящим уроком толерантности.

Последний этап/ Ostatni etap (Польша, 1948)

Режиссёр: Ванда Якубовская

«Последний этап» — польский кинофильм об истории узников Освенцима. Второй полнометражный фильм, снятый в Польше после Второй Мировой войны и первый в истории мирового кинематографа, рассказывающий об ужасах нацистских концлагерей и трагедии Холокоста. Фильм снят режиссёром Вандой Якубовской, самой испытавшей лагерные бараки Освенцима и Равенсбрюка.

Первоначально фильм планировалось назвать «Письмо из Освенцима», но спустя два года после начала работы над сценарием фильм получил название «Последний этап».

По свидетельству самой Якубовской замысел фильма родился у неё ещё в лагере, сценарий помогла ей написать другая узница концлагеря немка Герда Шнейдер.

1942 год. Оккупированная нацистами Польша. В концлагере на плацу идёт построение заключённых. Измождённые этой пыткой женщины не выдерживают бессмысленное и многочасовое стояние в грязи. Одна из узниц, беременная женщина, падает. Её спасают, а русский доктор Татьяна принимает в женском бараке роды. Но безжалостные порядки требуют, чтобы все рождённые в концлагере младенцы были умерщвлены. И укол врача-садиста уносит жизнь новорождённого. В лагерь, тем временем, привозят новую партию заключённых, в числе которых — молодая еврейка Марта Вайс и члены её семьи.

За знание немецкого языка её назначают переводчицей. С первых же минут пребывания в лагере смерти она с ужасом понимает, что живой отсюда не выйти: здание с трубой, которую она принимает за фабрику, оказывается местом, где встретятся все вновь прибывшие: газовая камера с крематорием. Вместе с русскими женщинами Надеждой и Евгенией, немкой Анной, польками Анелькой и Хельмой, француженкой Мишель она входит в подпольную международную группу. Марта, добыв документы о злодеяниях нацистов в Освенциме, при поддержке подруг пытается бежать. Но попытка бегства кончается неудачей, и фашисты казнят её публично на том же плацу.

Подпольная группа пытается спасти нескольких заключенных, но их снова постигает неудача, а француженку Мишель тоже ждёт смерть. В последние минуты жизни она, не сломленная героиня, поет «Марсельезу», которую подхватывают узники, и эти пламенные слова перерастают в песенную перекличку на разных языках, русские подхватывают «Священную войну». Многонациональный гимн сопротивления садистам и палачам без роду и племени эхом разносится по баракам.

В фильме рельефно прорисованы и образы палачей: старшей надзирательницы, лагерного врача, польки-надзирательница Эльзы…


2024