НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Столярова О.В. Пример взрослого

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


С момента своего рождения ребенок общается со взрослыми. Взрослы для него – олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе – родитель, безусловный принимающий своего ребенка, эмоционально поддерживающий его в трудной ситуации. Но часто семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для него жизненные ситуации. И в первую очередь с идеалом семьи.
В каждой семье есть представления об идеальном воспитании, которое в той или иной мере соответствует реальному поведению родителей в конкретной ситуации. Добрые слова приятны каждо­му, критику не любит никто.
Хочу поделиться примером из обыденной жизни: «Как-то я задержалась на работе, и чтобы собраться с мыслями, прошлась по группам (P.S. работаю в детском саду старшим воспитателем). Погода плохая, льет дождь, и многие после ужина не вышли на улицу. Честно говоря, я люблю, когда изредка выпадает такое спокойное время – можно дать детям «всласть» поиграть, поговорить или почитать им, и при этом не надо поглядывать на часы, боясь нарушить режим. Зайдя в одну из дошкольных групп, заметила, что почти всех детей забрали родители, осталось человек 8-9. Четверо уселись с воспитателем за стол, рисовали разных зверей, чтобы получился зоопарк. Идет оживленная беседа с педагогом. В уголке с куклами мирно играют три девочки в «дочки-матери», знаю этих озорных и добродушных девочек - Аня, Кристина и Аделина. Раздается злобный крик (я делаю знак воспитателю, что хочу понаблюдать за игрой девочек) — я даже не сразу узнаю Кристинин голос: «Сколько раз я должна повторять тебе, горе мое! Немед­ленно вставай, лентяйка!» И сразу же вступает Аня: «Каждое утро одно и то же! Надоело! Вот сейчас я задам ей хорошую трепку, и будет вскакивать по утрам, как миленькая!» Аделина начинает жалобно всхлипывать. Пора вмешаться.
— Девочки, из-за чего шум? Три пары ясных глаз смотрят на меня, переглядываются и хихикают.
—Мы играем! — объясняет Аня.— Я — папа, Кристина — мама, а Аделина — дочка...
—Очень хорошо. Но кричать-то зачем? Да еще ругаться! Вон Аделина плачет...
—Она понарошку! — дружным дуэтом объясняют «родители».
«Дочка», улыбаясь, согласно кивает русой головкой.
— Нет, девочки, даже понарошку, так не годится! Разве ваши мамы и папы так вас по утрам будят! Они переглядываются, мнутся... Не стоит добиваться ответа.
Я предлагаю:
— Давайте еще разочек поиграем: все вы мои дочки, утром еще спите, а я, ваша
мама, пришла вас будить — пора в садик. Ну-ка, укладывайтесь.
Девочки охотно принимают условия игры: ложатся «калачиком» на составлен­ные стульчики, подкладывают под щеки ладошки, закрывают глаза...
Подхожу к Ане, глажу ее по голове и шепчу: «Анюта, вставай! Пора, малень­кая!» Она сразу же беспрекословно подни­мается. Потом «бужу» Кристину. Кристина при­рожденная актриса, сразу понимает, что от нее требуется, и начинает разыгрывать непослушание:
—Не хо-о-чу! Буду спать!
—Ну, спи, спи! — соглашаюсь я.— Мы с папой уйдем на работу, а ты тут одна поешь, приберись и дожидайся нас!
—Да-а! — капризничает Кристина.— Одна я не останусь! Хитренькие какие!
—Что ж делать! — вздыхаю я.— Не могу остаться' дома, у меня сегодня важная работа!
—Ладно, уж! — Катя начинает потяги­ваться и лукаво смотрит на меня.— Встану!
Аделина, воодушевленная примером по­дружки, тоже упорно не желает просы­паться. Шепчу ей на ухо: «Аделиночка, а что сегодня в садике будет! Мне Анна Пет­ровна сказала, что...» Она открывает глаза и смотрит на меня с любопытством:
—Что?
—Вставай быстрей, я по дороге тебе все расскажу...
Вся побудка заняла не больше минуты. Думаю, что дома, с криками, ненужными
словами, испорченным с утра настроени­ем, времени уходит больше.
Ни однократно наблюдаю общение дочек с мамами. Мама Кристины, симпатичная молодая женщина, обнимает дочку: «Зайка, моя! Как я соскучилась! Одевайся, солнышко! Давай я тебе помо­гу...» Неужели она умеет злобно кричать по утрам?!
Мама Анюты торопливая и поторапливает дочку, но ни одного резкого слова сказано не было. Мама Аделины часто расстроена, наверное, поэтому ведется себя суховато... Что ж, у каждого из нас за день всякое случается. Но ни одну из трех мам, я не могла представить себе в ролях, так натурально исполненных их дочками.
Не только один этот, вроде незначи­тельный, эпизод из моей работы старшего воспита­теля я могла бы привести в подтвержде­ние того, что дети часто — увы, слишком часто! — становятся «заложниками» на­строения родителей».
Все мы люди, все мы «человеки», и жизнь у большинства из нас нелегкая, и проблем сколько угодно. Да еще нервы, самочувствие, отношения на работе, в транспорте, на улице... Все отражается на настроении. Но у человека, кроме разума, должны быть еще и «тормоза», чтобы сдерживать себя, чтобы управлять своими нервами, своим настроением. Психически нормальному человеку это вполне по силам. И если кто-то стонет: «Ах, у меня нервы, поэтому я говорю лишнее!» — поинтересуйтесь у него, говорит ли он «лишнее» своему начальству, или челове­ку, на которого хочет произвести хорошее впечатление, или просто тому, чьим мне­нием дорожит. Впрочем, вернемся к детям. Дети — самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. Не стоит спра­шивать, любите ли вы своих детей, желаете ли им добра, здоровья и счастья.
Если вы много читаете журналов, наверное, все это вас волнует. Тогда почему же так часто родители срывают свое раздражение, свое нетерпение, свои неприятности именно на них, любимых, обожаемых? Отдать жизнь за ребенка — да, в любую минуту! А не кричать на него, не выбирая слов, по утрам из-за того, что малыш не сразу поднялся, труднее? Не отшлепать со злостью за потерянную рукавичку? Не выяснять в присутствии сына или дочки отношения с мужем, с женой, с тещей или свекровью, с соседями, с кем угодно еще труднее, совсем уж невозможно?! Но кто сказал, что воспитание человека — дело легкое?
Все, что видят и слышат дети в детстве, в семье, особенно в семье, откладывается в их душах прочно и надолго, часто навсегда. Понимаю, что это тоже прописная истина, но из тех, которые надо вспоминать как можно чаще.

Библиографический список

1.      Тафф П. «Как дети добиваются успеха» С – 301
2.      Аромштам М. Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания. Книга для родителей дошкольников Издательство «Вектор», С – 113
3.       Литвак М. 5 методов воспитания детей Издательства «АСТ, Времена 2», С – 115
4.      Петрановская Л. Большая книга про вас и вашего ребенка Издательство «АСТ», С – 103


2017