НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Долганова О. А. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Введение
Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.
Лексическая система представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова, служащие названиями понятий, предметов, явлений. Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения к предмету высказывания, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном наиболее часто употребляемыми в обиходе словами. А эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. Между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации.
Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.
Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).
2.Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
3.Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
Воспитательные:
1.       Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
2.       Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
3.       Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами.
4.       Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию ребёнка.
Коррекционные:
1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики;
2. Развитие интонационной стороны речи;
3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
Коррекционная работа строится с учётом методических принципов:
1.Обще дидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному.
2.Постоянная активизация детей в ходе игр и бесед.
3.Исключение отрицательной оценки деятельности детей.
Формированию познавательной мотивации способствуют все средства учебного процесса:
1.Внедрение инновационных технологий в содержание занятий;
2.Внедрение принципа интеграции образовательных областей (музыкальные и логопедические, физкультурные, продуктивная деятельность, занятия по развитию речи);
3.Активизация познавательной деятельности на занятиях.
В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей с ОНР.
Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной.
Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Отбор речевого материала проводится с учётом тематики фронтальных логопедических занятий.
Подготовительный этап
Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость, для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока.
Задача 1 блока - научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях.
Задачи 2 блока:
- научить различать эмоции по схематическим изображениям;
-сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приёмы;
- развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей;
Применение графических изображений способствует распознаванию того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти.
В работе с детьми используются игры с карточками с изображением людей, животных и предметов, выражающих различные эмоциональные состояния. На занятиях применяются зеркала для того, чтобы дети могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией. Можно использовать такое пособие, как “Книга настроений” - на котором вместо мордочек и лиц героев вставлены зеркала.
Кроме того дети обучаются составлению графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). Эта работа проводится воспитателями на занятиях по аппликации и изобразительной деятельности.
Ознакомление с эмоциональными состояниями происходит и через восприятие классической музыки. Репертуар подобран музыкальным руководителем. После прослушивания дети рассказывают, какое настроение навеяла та или иная мелодия, что им представилось в момент прослушивания.
С целью закрепления используются игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение” и др.
Благодаря данным приёмам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, учатся различать свои чувства и чувства других людей.
В задачи 3 блока входит:
- формирование воспроизведения ритма речи;
- формирование восприятия выразительности речи;
- формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.
Используются задания на восприятие ритма: прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т.д.), определить их количество.Далее используются упражнения на воспроизведение ритма: отстучать предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
Восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.
С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи, проводятся игры: “Какая маска говорит”, “Какое настроение у зайчонка”.
На этом же этапе проводятся игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесённую с различными эмоциональными оттенками.
На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в речи применяется комплекс специальных приёмов:
1.                                Усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы:


1.                                Изменение логического ударения в предложении:


Отработка интонационной конструкции проходит в следующей последовательности:
- дети сопряженно с логопедом проговаривают предложение;
- повторяют фразу за логопедом;
- произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно.
Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов. При выполнении всех упражнений используются мимика, жесты, пантомимика.
Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, способствуют подготовке детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе.
Основной этап
Цель основного этапа - формирование эмоциональной лексики.
Основной этап состоит из трёх блоков.
Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач:
- расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
- формирование синонимических и антонимических отношений;
- развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.
Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. На занятиях используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, и полоски с изменением насыщенности цвета.
Трехтональные полоски бумаги. Детям предлагается посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем внимание детей обращается на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняется, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния (например, радостный – ещё радостнее – самый радостный; грустный – ещё грустнее – самый грустный и т.д.).
Обучение овладению синонимами на уровне слов проводится с помощью игровых приёмов: “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “ Кто больше придумает слов”. (Грусть – тоска, печаль, уныние) На этом же этапе осуществляется работа по распространению предложений с помощью синонимов: (Весь день медвежонок радовался и… веселился.)
Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. По сюжетным картинкам дети определяют эмоциональное состояние сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы.
На этом этапе широко используются пальчиковые и перчаточные куклы, шапочки и маски т.к. очень важно дать каждому ребёнку выступить хотя бы с самой маленькой ролью. Желание получить роль — мощный стимул говорить чисто, правильно.
Овладение антонимическими отношениями базируется на противопоставлении объектов с опорой на наглядность. В процессе выполнения заданий по подбору слов -антонимов используются игровые приёмы “Скажи наоборот” (весёлый – грустный); “Доскажи словечко” (Падчерица добрая, а мачеха… злая), «Составь предложение».
При составлении рассказов используется игра: “Прочитай письмо”. Учитель - логопед достаёт из конверта листок, но вместо текста на нем изображены пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”. Каждому из детей вручается такое письмо, и они рассказывают, что в них “прочитали”. Данная игра помогает закреплять знания детей в подборе синонимов и антонимов. Кроме того, это задание способствует развитию связных высказываний.
Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи:
- обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны;
- употребление слов -оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.
Поставленные задачи решаются на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка. Подбор дидактического материала проводится на основе принципа доступности и от простого к сложному.
В работе используются следующие приёмы:
1. Добавление слов в словосочетания (добавление зависимых слов к главному): «Сказка (какая?) добрая, интересная».
2. Составление словосочетаний: а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами: «Скажи по-другому» (Замечательное настроение; хорошее, прекрасное). б) составление словосочетаний со словами противоположного значения: «Скажи наоборот» (День солнечный; день…). в) образование имён прилагательных сравнительной и превосходной степени:
суп вкусный, торт ещё вкуснее, мороженое – самое вкусное.
3. Составление предложений: а) составить предложение с заданным словом; б) распространить предложение с помощью синонимов (Иван был очень смелым, …отважным, храбрым.); в) преобразовать деформированное предложение; г) дополнить предложение словом с противоположным значением (Принцесса добрая, а колдунья… злая).
4. Составление рассказов: а) составление небольших рассказов, используя слова -антонимы, слова -синонимы; б) составление рассказов по серии сюжетных картин; в) составление рассказов по картине.
5. Задачи третьего блока основного этапа:
- уточнение и увеличение объёма словаря детей в области эмоциональной лексики;
- развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.
Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем. Используются игры: «Скажи ласково»: добрый – добренький. На примере игры «Два брата ИК и ИЩ» дети учатся составлять слова со значением увеличения.
Для лучшего усвоения словарного материала в работе используются наглядные средства обучения: - предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов; - для образования форм субъективной оценки предмета или объекта могут служить геометрические фигуры различного размера (большие, средние, маленькие); - для работы со словами, в которых с помощью определённых суффиксов и префиксов происходит изменение семантического значения слов, могут служить трехцветные полоски бумаги (злой – злющий – презлющий).
Использование в коррекционном обучении выше приведённых приёмов, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.
Заключение
Процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР(III уровень), не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа.
Предложенные методические приёмы коррекционной работы могут использоваться наряду с традиционными. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы.

Библиографический список

1.        Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4. – С. 57-64.
2.        Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
3.        Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137с
4.        Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. - № 3. – С. 53 – 60.
5.        Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.
6.        Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.
7.        Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 6. – С. 36 – 40.
8.        Методы обследования речи у детей. Вып. 2 /под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. – М.: 1996. – 146 с.
9.        Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с.
10.    Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с.
11.    Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 45 с.
12.    Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
13.    Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
14.    Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 46 с.
2020