Введение Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Лексическая система представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова, служащие названиями понятий, предметов, явлений. Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения к предмету высказывания, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний.Дети с ОНР пользуются в основном наиболеечасто употребляемыми в обиходе словами. А эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. Между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации. Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи: Образовательные: 1.Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.). 2.Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные. 3.Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. Воспитательные: 1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки). 2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка. 3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами. 4. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию ребёнка. Коррекционные: 1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики; 2. Развитие интонационной стороны речи; 3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации. Коррекционная работа строится с учётом методических принципов: 1.Обще дидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному. 2.Постоянная активизация детей в ходе игр и бесед. 3.Исключение отрицательной оценки деятельности детей. Формированию познавательной мотивации способствуют все средства учебного процесса: 1.Внедрение инновационных технологий в содержание занятий; 2.Внедрение принципа интеграции образовательных областей (музыкальные и логопедические, физкультурные, продуктивная деятельность, занятия по развитию речи); 3.Активизация познавательной деятельности на занятиях. В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей с ОНР. Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной. Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Отбор речевого материала проводится с учётом тематики фронтальных логопедических занятий. Подготовительный этап Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость, для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока. Задача 1 блока - научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях. Задачи 2 блока: - научить различать эмоции по схематическим изображениям; -сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приёмы; - развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей; Применение графических изображений способствует распознаванию того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти. В работе с детьми используются игры с карточками с изображением людей, животных и предметов, выражающих различные эмоциональные состояния. На занятиях применяются зеркала для того, чтобы дети могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией. Можно использовать такое пособие, как “Книга настроений” - на котором вместо мордочек и лиц героев вставлены зеркала. Кроме того дети обучаются составлению графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). Эта работа проводится воспитателями на занятиях по аппликации и изобразительной деятельности. Ознакомление с эмоциональными состояниями происходит и через восприятие классической музыки. Репертуар подобран музыкальным руководителем. После прослушивания дети рассказывают, какое настроение навеяла та или иная мелодия, что им представилось в момент прослушивания. С целью закрепления используются игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение” и др. Благодаря данным приёмам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, учатся различать свои чувства и чувства других людей. В задачи 3 блока входит: - формирование воспроизведения ритма речи; - формирование восприятия выразительности речи; - формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи. Используются задания на восприятие ритма: прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т.д.), определить их количество.Далее используются упражнения на воспроизведение ритма: отстучать предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные). Восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности. С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи, проводятся игры: “Какая маска говорит”, “Какое настроение у зайчонка”. На этом же этапе проводятся игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесённую с различными эмоциональными оттенками. На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в речи применяется комплекс специальных приёмов: 1. Усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы:
1. Изменение логического ударения в предложении:
Отработка интонационной конструкции проходит в следующей последовательности: - дети сопряженно с логопедом проговаривают предложение; - повторяют фразу за логопедом; - произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов. При выполнении всех упражнений используются мимика, жесты, пантомимика. Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, способствуют подготовке детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе. Основной этап Цель основного этапа - формирование эмоциональной лексики. Основной этап состоит из трёх блоков. Первый блок основного этапавключил в себя ряд следующих задач: - расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; - формирование синонимических и антонимических отношений; - развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. На занятиях используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, и полоски с изменением насыщенности цвета. Трехтональные полоски бумаги. Детям предлагается посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем внимание детей обращается на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняется, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния (например, радостный – ещё радостнее – самый радостный; грустный – ещё грустнее – самый грустный и т.д.). Обучение овладению синонимами на уровне слов проводится с помощью игровых приёмов: “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “ Кто больше придумает слов”. (Грусть – тоска, печаль, уныние) На этом же этапе осуществляется работа по распространению предложений с помощью синонимов: (Весь день медвежонок радовался и… веселился.) Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. По сюжетным картинкам дети определяют эмоциональное состояние сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы. На этом этапе широко используются пальчиковые и перчаточные куклы, шапочки и маски т.к.очень важно дать каждому ребёнку выступить хотя бы с самой маленькой ролью. Желание получить роль — мощный стимул говорить чисто, правильно. Овладение антонимическими отношениями базируется на противопоставлении объектов с опорой на наглядность. В процессе выполнения заданий по подбору слов -антонимов используются игровые приёмы “Скажи наоборот” (весёлый – грустный); “Доскажи словечко” (Падчерица добрая, а мачеха… злая), «Составь предложение». При составлении рассказов используется игра: “Прочитай письмо”. Учитель - логопед достаёт из конверта листок, но вместо текста на нем изображены пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”. Каждому из детей вручается такое письмо, и они рассказывают, что в них “прочитали”. Данная игра помогает закреплять знания детей в подборе синонимов и антонимов. Кроме того, это задание способствует развитию связных высказываний. Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи: - обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны; - употребление слов -оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Поставленные задачи решаются на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка. Подбор дидактического материала проводится на основе принципа доступности и от простого к сложному. В работе используются следующие приёмы: 1. Добавление слов в словосочетания (добавление зависимых слов к главному): «Сказка (какая?) добрая, интересная». 2. Составление словосочетаний: а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами: «Скажи по-другому» (Замечательное настроение; хорошее, прекрасное). б) составление словосочетаний со словами противоположного значения: «Скажи наоборот» (День солнечный; день…). в) образование имён прилагательных сравнительной и превосходной степени: суп вкусный, торт ещё вкуснее, мороженое – самое вкусное. 3. Составление предложений: а) составить предложение с заданным словом; б) распространить предложение с помощью синонимов (Иван был очень смелым, …отважным, храбрым.); в) преобразовать деформированное предложение; г) дополнить предложение словом с противоположным значением (Принцесса добрая, а колдунья… злая). 4. Составление рассказов: а) составление небольших рассказов, используя слова -антонимы, слова -синонимы; б) составление рассказов по серии сюжетных картин; в) составление рассказов по картине. 5. Задачи третьего блока основного этапа: - уточнение и увеличение объёма словаря детей в области эмоциональной лексики; - развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий. Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем. Используются игры: «Скажи ласково»: добрый – добренький. На примере игры «Два брата ИК и ИЩ» дети учатся составлять слова со значением увеличения. Для лучшего усвоения словарного материала в работе используются наглядные средства обучения: - предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов; - для образования форм субъективной оценки предмета или объекта могут служить геометрические фигуры различного размера (большие, средние, маленькие); - для работы со словами, в которых с помощью определённых суффиксов и префиксов происходит изменение семантического значения слов, могут служить трехцветные полоски бумаги (злой – злющий – презлющий). Использование в коррекционном обучении выше приведённых приёмов, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. Заключение Процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР(III уровень), не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Предложенные методические приёмы коррекционной работы могут использоваться наряду с традиционными. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы.
Библиографический список
1. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4. – С. 57-64. 2. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с. 3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137с 4. Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. - № 3. – С. 53 – 60. 5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с. 6. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с. 7. Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 6. – С. 36 – 40. 8. Методы обследования речи у детей. Вып. 2 /под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. – М.: 1996. – 146 с. 9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с. 10. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с. 11. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 45 с. 12. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с. 13. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с. 14. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 46 с.