Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Шамшурина Е. Н., Хворост Е. Ю. Су-джок терапия как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Одним из важнейших аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Необходимость развития активных движений кисти и пальцев рук получила научное обоснование. Изучением данной темы занимались такие ученые как: Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, М. О. Гуревич, А. Н. Корнeв, Д. Сели, М. Монтессори. Ученые Л. В. Антакова- Фомина, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, Л. П. Савина доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. [7] По мнению М. М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. [2] Так, Г. Г. Галкина и Т.И. Дубинина считают, что если моторика развивается нормально, то и нормально развивается речь. Т. А. Ткаченко отметила что развитие мелкой моторики, положительно сказывается на становлении детской речи. [8]
В дошкольном образовательном учреждении особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
В нашем МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Капелька» г. Грайворона данная задача решается комплексным подходом к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строиться на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Поэтому нами был выбран проектный метод внедрения Су-джок терапии. Мы разработали проект по теме: «Использование Су-джок терапии как современной здоровьесберагающей технологии в работе с детьми». Одним из приоритетных направлений проекта стало развитие общей и мелкой моторики рук. Так как в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому первостепенной задачей педагогов нашего детского сада стал поиск инновационных и традиционных форм и методик оздоровления дошколят. Одной самой популярной и эффективной методик стала су-джoк терапия. Что означает в переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Таким образом, Су-джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп.
Древняя медицина располагала знаниями о существовании отдельных участков тела, где присутствуют отражение целостного организма. Уже в те времена использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. [3]
Но только в конце прошлого века корейский профессор Пак Чже Ву собрал воедино все знания о данной методике. Она считается одной из лучших систем самооздоровления. Данная терапия основана на традиционной акупунктуре и восточной медицине.
Су-джок терапия способна корректировать не только физическое состояние организма, но его эмоциональную и ментальную сферу. [4]
Выполняя данный массаж в детском возрасте мы решаем следующие задачи:
1.       Укрепляем здоровье ребенка, а именно повышаем иммунитет.
2.       Уравновешиваем психоэмоциональное состояние малыша. Снижаем гиперактивность ребенка, тренируем усидчивость и концентрацию; также приводим в норму процессы возбуждения и торможения.
3.       Корректируем речь с движением.
4.       Повышаем уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
5.       Подготавливаем руку будущего школьника к письму.
6.       Формируем у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. [6]
Оздоровительная процедура выполняется при помощи специального су-джок шарика, который имеет ребристую игольчатую поверхность. Массажный шарик предназначен для воздействия на биологически активные зоны ладоней и ступней. Результатом действия закругленных массажных шипов шарика становиться улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон. Рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем. Массируя точки на маленьких пальчиках, мы используем массажёр «кольцо», он похож на скрученную в ободок упpугую пружинку, который хорошо прорабатывает необходимые точки на пальцах. Массируя наши кисти не только разрабатываем их чувствительность, но и мелкую моторику, тем самым мы улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию. Такой массаж оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. [5]
Элементы данной методики в нашем детском саду преподносятся в форме веселой игры, включаются в различные этапы распорядка дня. Инструктор по физической культуре использует данную методику на утренней гимнастике, во время образовательной деятельности, на физкультминутках, играх и общеразвивающих упражнениях, при выполнении массажа стоп и т.д.. Воспитатель использует су-джок массаж при чтении сказок, при разучивании стихов и потешек. При выполнении пальчиковой и дыхательной гимнастики.
В своей педагогической практике мы используем:
1.       Ручной массаж кистей и стоп. Это полезный массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. На кистях рук расположены точки и зоны, которые едины с внутренними органами и другими зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в близи друг от друга. Направленные в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат по соседству находящиеся речевые зоны, стимулируя тем самым активную деятельность. Большой палец отвечает за голову, а ногтевые пластины отвечают за головной мозг человека.
2.       Массаж с использованием специальных приспособлений:
ü массаж кистей рук. Массировать необходимо до ощущения тепла и легкого покалывания. В центре ладошки находится энергетический центр нашего организма, так мы укрепляем свой иммунитет. Варианты работы с массажным шариком: удерживание шарика на открытой ладошке; сжатие его в кулак; надавливание пальчиками на иголочки; раскатывание между ладонями вверх, вниз и наоборот; катание шарикa на ладони по кругу.
ü массаж стоп шариком су-джок. На стопах расположены активные точки которые соответствуют тому или иному органу. При этом точки на правой ступне относятся к правой стороне тела, а на левой соответственно левой стороне. Катая мяч стопой по полу необходимо держать его по центру, но и полезно захватывать его по периферии.
3.       Лечебный массаж эластичным кольцом. Массаж пальцев- выполняется пpи помощи массажного кольца. Движения начинаются сверху вниз, затем cнизу вверх. После круговыми движениями по направлению часовой стрелки и против часовой стрелки растирая суставы. [1]
Использование су-джок массажёров вызывает огромный интерес у детей к обучению. Ребята стали проявлять большой интерес к пальчиковой гимнастике с использованием су-джок шарика; увеличился словарный запас детей благодаря проговариванию потешек, стишков, сказoк; речь детей стала более выразительной и эмоциональной; возросла речевая активность в других видах деятельности; дети стали внимательнее, усидчивее; стали больше запоминать.
Достоинства массажа является:
ü Эффективность– при правильном использовании наступает выраженный результат;
ü Безопасность – неправильное применение не наносит вред -оно просто не дает результат;
ü Универсальность – массаж могут использовать как педагоги в своей работе, так и родители в домашних условиях;
ü Простота использования – для достижения результата нужно проводить активизацию биологически активных точек с помощью су-джок шариков (они легко продаются в аптеках и не требуют больших затрат). [4]
Таким образом, с помощью су-джок массажа мы активно развиваем гибкость пальцев и активно развиваем важнейшие проекции в коре головного мозга. Делая это и в детском саду и дома.
Су-джок терапия – удивительное оздоровительное достижение восточной медицины. Есть выражение: «Что все гениальное исключительно просто». Этот массаж оказывает положительное влияние на весь организм, активизирует устойчивость к заболеваниям, повышает иммунитет, а также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым, активизируя и развивая речь детей.

Библиографический список

1.       Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. - №1.
2.       Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М.: просвещение, 1973.- 22 с.
3.       Пак ЧжеВу ОННРУ Су-Джок терапия ТОМ 1 – М.: «Су-Джок Академия», 1999г. - №3–318 с.
4.       Пак Чже Ву Су-Джок для всех «Су-Джок Академия» – М.: 1996г. –102 с.
5.       Пак Чже Ву Пальцетерапия «Су-Джок Академия» – М.: 2001г. – 98 с.
6.       Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су-Джок терапии: Серия книг по Су-Джок терапии /«Су-Джок Академия» – М.: 2009. – 208 с.
7.       Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2012. – 185 с.
8.       Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. - 194 с.
2020