Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Иванова А. А., Лапташкина О. А., Яшнова Л. С. Опыт работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в рамках проекта «Азбука здоровья»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdfъ


Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается год от года. А ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную задачу.
Актуальность темы заключается в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также своевременном принятие мер по оказанию помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, путем комплексного подхода к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий.
В Чувашской Республике уделяется большое внимание этой проблеме. По всей территории нашей малой родины открываются физкультурно-оздоровительные центры, проводятся дни здоровья, массовые акции «Лыжня России», «Кросс Нации», «Зарядка со звездой» и т.д. В детских садах города Чебоксары успешно реализуются муниципальные проекты, такие как: «Мы выбираем спорт», «Первый шаг в фитнес класс», «Юные чебоксарцы учатся плавать», «Здоровые дети – счастливые родители».
Детский сад – это дошкольное учреждение, где ребенок получает полноценное, сбалансированное питание, дневной отдых, общеукрепляющие мероприятия и создает условия для формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Каждый год в дошкольном учреждении анализируется состояние здоровья дошкольников.

Таблица 1. Процент детей, имеющих хронические заболевания в МБДОУ «Детский сад №179» г. Чебоксары

Классификация болезней

Нозологическая форма

Количество детей/год

2018

2019

2020

Болезни органов дыхания

Бронхиальная астма, рецидивирующий бронхит

-

-

-

Болезни ЛОР органов

Хронический тонзиллит, хронический отит

-

-

-

Болезни органов пищеварения

Хронические гастриты, дуодениты, колиты

-

-

-

Болезни мочеполовой системы

Хронический пиелонефрит, гиомерулонефрит.

4

(2,3%)

4

(2,3%)

4

(2,3%)

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Экзема, атипический дерматит

-

-

-


В нашем дошкольном учреждении выявлены у детей болезни мочеполовой системы: хронический пиелонефрит, гиомерулонефрит.

Таблица 2. Сравнительная структура заболеваемости

Болезни

Годы

2017

2018

2019

2020

Дизентерия

-

-

-

-

ОКЗ

1

2

1

-

ПТИ

-

-

-

-

Вирусный гепатит

-

-

-

-

Скарлатина

-

-

-

-

Корь

-

-

-

-

Ветряная оспа

10

23

14

3

Эпидемический паротит

-

-

-

-

Краснуха

-

-

-

-

Коклюш

-

-

-

-

Менингококковая инфекция

-

-

-

-

Ангина

-

-

-

-

Пневмония

-

-

-

-

Грипп

-

-

-

-

ОРЗ, ОРВИ

95

120

150

36

Травмы

-

-

-

-

Прочие

5

7

32

-

Дети, посещающие наш детский сад, подвержены таким заболеваниям как: ОКЗ, ветряная оспа, ОРЗ, ОРВИ.
На внутрисадовом учете числится 7 семей, находящихся в социально опасном положении. Анализ медицинских карт показывает, что дети данной категории семей относятся к 2 группе здоровья, у них есть нарушения здоровья разной степени тяжести (недостаток веса, сколиоз, плоскостопие, миопия).
Поэтому в целях профилактики семейного неблагополучия, создания положительной семейной атмосферы и сохранения и укрепления здоровья детей в нашем детском саду реализуется проект «Азбука здоровья».
Задачи:
1. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
2. Способствовать развитию интереса у детей и родителей к занятиям физической культурой.
3. Повысить активность родителей в вопросах физического воспитания детей.
4. Сформировать у родителей теоретические знания и закрепить навыки здорового образа жизни.
5. Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
6. Помочь семье найти внутренние ресурсы для выхода из социально опасного положения
Исходя из задач, определились предполагаемые результаты нашей деятельности. Для детей:
- сформированные навыки здорового образа жизни;
- правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
- улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности;
- сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
- сформированная активная родительская позиция.
- повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Работа строится на следующих принципах:
1. Принцип единства, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных игр, а также более внимательному отношению родителей к своим детям.
В своей работе применяем разнообразные формы работы с родителями: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые.
Этапы работы: ознакомительный, общепрофилактический, индивидуальный, интегративный, рефлексивный, перспективный.
На первом ознакомительном этапе, используются информационно – аналитические формы взаимодействия с родителями. В ходе анкетирования, опросов, тестирования, индивидуальных бесед выявляются их потребности, жизненные принципы, компетентность, культура.
Второй этап – общепрофилактический. Данный этап включает в себя наглядно – информационные формы работы с родителями: стенды, уголки здоровья в группах, папки-передвижки, открытые физкультурные занятия, консультации на АИС-портале «Сетевой город», социальных сетях, официальном сайте детского сада. Также используем познавательные формы: консультации, семинары-практикумы, на которых проводим обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки, органов зрения, пальчиковые игры, разные виды гимнастик.
Третий этап – индивидуальная работа. Опираясь на результаты анкетирования, наблюдая за родителями на разнообразных мероприятиях, намечаем тематику индивидуальных консультаций и бесед, например, «Движение и здоровье», «Привычка – вторая натура», «Помните – здоровье начинается со стопы».
На четвертом этапе – интегративном, используем досуговые формы работы: праздники, «Недели здоровья», спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», «Вместе со спортом». В ходе совместных праздников создаю благоприятные условия не только для физического развития, укрепления здоровья всех участников, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.
Пятый этап – рефлексивный (обратная связь). После проведения организованных для родителей мероприятий – консультаций, семинаров, открытых просмотров проводим повторное обсуждение проблемных вопросов, т. е. тех вопросов, которые были недопоняты родителями или недостаточно раскрыты. Традиционно остаются самой распространенной из познавательных форм взаимодействия с семьей родительские собрания.
Заключительный этап – это перспективный. Он включает в себя совместное обсуждение планов на будущее. Может проходить после организации мероприятий, в форме анкетирования и личного общения.
Тесное сотрудничество с родителями воспитанников позволит снизить уровень заболеваемости в дошкольном учреждении, повысить грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, наладить детско-родительские отношения. Целенаправленная помощь семьям, находящихся в социально опасном положении, непростая, но необходимая. Следует помнить о том, что она будет проходить успешнее при условии тесного взаимодействия, сотрудничества образовательного учреждения и семьи.

Библиографический список

1. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. ФГОС. – М.: Учитель,2020. – 123 с.
2. Шитова Е. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2020. – 169 с.
3. Ярская-Смирнова Е. Р. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки. - М.: ООО «Вариант», 2015. – 158 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

План мероприятий проекта «Азбука здоровья»

на 2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

Индивидуальные рекомендации и беседы

в течение года

Консультации для родителей

1. «Внешний вид ребенка на физкультурном занятии»;
2. «Упражнения для детей по методу А. Н. Стрельниковой»;
3. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».

сентябрь

ноябрь

октябрь

Мастер – классы для родителей

1. «Упражнения и игры для профилактики плоскостопия»;
2. «Упражнения и игры для профилактики нарушения осанки».

январь

апрель

Наглядная информация

1. «Помоги ребенку расти здоровым»;
2. «Совместные занятия спортом детей и родителей»;
3. «Физическое воспитание детей в семье»;
4. «На зарядку вместе с мамой»;
5. «Выходные с пользой для здоровья и ума»;
6. «Десять советов по укреплению физического здоровья детей».

в течение года




2022