НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Милиахматова А.Н. Программа краткосрочной образовательной практики для детей 4–6 лет «Грамотей-ка»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf



Аннотация для родителей


Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым образуются и соединяются слова.

Предлагаемая Вашему вниманию КОП «Грамотей-ка» даёт возможность познакомить ребёнка со всеми грамматическими формами родного языка. Рассматривая картинки и отвечая на вопросы к ним, ребёнок в процессе игры постепенно осознаёт смысл каждой грамматической формы и учится правильно употреблять их в собственной речи.


Цель и задачи КОП


Цель: Совершенствование грамматической стороны речи детей.

Задачи:

1.Автоматизировать правильные (нормативные) варианты словообразования.

2. Закреплять правильное употребление предлогов.

3. Закреплять правильное употребление относительных, качественных, притяжательных прилагательных.

4. Познакомить с несклоняемыми существительными.

3. Закреплять на практике морфологических и синтаксических навыков детей.


Количество часов КОП


3 часа


Максимально допустимое количество участников


10 человек


Перечень материалов и оборудования для проведения КОП


Практическое пособие Новиковской О.А. «Логопедическая грамматика», карандаши.


Предполагаемые результаты


Расширение и закрепление знаний детей о грамматических формах родного языка.



СОДЕРЖАНИЕ ВСТРЕЧ

1 занятие (4 – 5 лет)
- Здравствуйте, ребята.
Я вас приглашаю сегодня отправиться в путешествие в страну слов.
А кто скажет, что такое слово?
слово – это совокупность звуков или отдельный звук.
А слова изменяются?
Я предлагаю вам сегодня научится правильно изменять слова. Перед вами на столе лежит листочек с заданиями. Ваша задача выполнить все задания.
- Игра называется «Ответь одним словом» (изменение существительных по падежам). Посмотрите на картинки, что изображено?
Выберите одну из картинок (например, лопата). А теперь я вам буду задавать вопросы, а вы можете отвечать на них только этим словом «лопата».
1.       Без чего вы не можете прожить и дня? (без лопаты)
2.       На чем вы любите кататься? (на лопате)
3.       Что вы ели на завтрак? (лопату)
4.       Чем вы обычно рисуете? (лопатой)
5.       О чем вы видели сегодня сон? (о лопате).
Далее игра проводится с остальными словами (пила, ложка, утюг, метла).
- Раскрасьте изображения. Понравилась вам такая игра-шутка? Что мы делали со словами? (изменяли).
- Молодцы, справились с первым заданием.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Один и много» (образование множественного числа существительного). Посмотрите на листочек. Ваша задача показать то изображение, которое я вам назову. Это рот, а это рты. Это ухо, а это …(ответы детей).
- Сложное было задание? Выберите одну из картинок и раскрасьте её. Остальные можете раскрасить в группе или дома.
-И осталось нам выполнить еще одно задание. Называется оно «Почитаем вместе» (употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Я сейчас вам буду читать то, что здесь написано, а вы помогите мне, пожалуйста. Когда я покажу вам картинку – назовите то, что вы на ней увидите.
На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).
На верёвке много (полотенец), (простыней).
На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов).
На столе много (чашек) и (блюдец).
-Молодцы, справились.
-Ребята, что мы сегодня с вами делали? Изменяли слова. Все слова можно изменять.
2 занятие (4 – 5 лет)
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех здесь видеть. Вы готовы к выполнению заданий в стране слов?
-А кто мне скажет, что мы делали со словами на прошлом занятии?
- Изменяли слова, узнали, что все слова можно изменить, но нужно знать, как каждое слово можно изменить.
- А сегодня я вас хочу познакомить с маленькими словами, которые называются «предлоги». Предлоги – это важные маленькие слова, без которых наша речь была непонятна.
- Игра называется «Откуда и куда» (употребление существительных с предлогами в, и из, на и с).
Посмотрите на картинки и скажите, кто куда идёт и откуда возвращается.
Куда идёт мальчик? (Мальчик идет в магазин)
Откуда возвращается мальчик? (Мальчик возвращается из магазина) и т.д.
- Без предлога мы бы не поняли куда идет мальчик и откуда он возвращается.
- Следующая игра называется «Кто на чем» (употребление существительных с предлогом на).
В этой игре мы тоже познакомимся с маленьким словом «предлог».
Посмотрите на картинки и скажите, кто на чем катается, едет, плывёт (Мальчик катается на санках. Мальчик едет на велосипеде и т.д.).
- Какое маленькое слово в этой игре нам помогло понять смысл предложения?
- Следующая игра «Кто с кем? Кто с чем?» (употребление существительных с предлогом с).
Посмотрите на картинки и скажите, кто с кем.
Мальчик идет с папой. Девочка идет с …(мамой) и т.д.
-Какой предлог нам здесь помогал?
-Молодцы ребята! Скажите, что такое предлог? Зачем она нам нужен?
3 занятие (4 – 5 лет)
- Здравствуйте, ребята!
- С каким словом мы на прошлом занятии знакомились?
- Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся с новыми предлогами.
- Поиграем в игры? Первая игра «Посмотри-ка, что внизу» (употребление предлогов под, из-под).
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы. Куда залезла собака? (Собака залезла под стол). Откуда вылезла собака? И т.д.
- Какой здесь предлог нам помогал понять смысл?
- Игра «Скажи, кто где» (употребление предлогов на, в, под). Смотрите, ребята, вот птичка. Она летает над гнездом. Она сидит в гнезде. Потом она летает под гнездом. Посмотрите на картинки и скажите, кто где находится. Где птичка? (птичка над гнездом) и т.д.
- Игра «Играем в прятки» (употребление предлогов за, из-за). Девочка Маша решила поиграть с вами в прятки. Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы. Где спряталась девочка? Откуда вышла девочка?
- Ребята, что мы с вами делали со словами? какие предлоги вы запомнили? Что такое предлоги?
-Вы молодцы. Возьмите листочки с заданиями и раскрасьте картинки.
1 занятие (5 -6 лет)
- Здравствуйте, ребята! К нам в гости сегодня пришёл Старичок- Речевичок и принёс с собой разные интересные задания –игры. Поиграем вместе с ним?
- Итак, первая игра «Какой? Какая? Какое?» (образование качественных прилагательных). Послушайте вопрос и постарайтесь на него ответить. Для этого вам придётся придумать новое слово. На улице мороз. Значит день какой? (морозный) и т.д. Интересную игру принес нам Речевичок?
- Следующая игра «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных). В этом задании вам снова нужно придумать новое слово. Готовы? Ниф- Ниф построил дом из соломы. Значит у Ниф-Нифа дом какой? (соломенный) и т.д.
-Понравилось вам играть с Речевичком?
2 занятие (5-6 лет)
- Здравствуйте, ребята! Старичок – Речевичок тоже вас приветствует и просит вас с ним поиграть.
- Он принес с собой листочки с заданиями. Первое задание называется «Вкусная игра» (образование относительных прилагательных). На столе угощение: пирожки, конфеты, варенье. Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажите гостям, с чем пироги, из чего варенье или какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.
- Игра «Шаловливый ветер» (образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-). Шли по улице люди. Играли дети. Старичок отдыхал на скамейке. Вдруг налетел ветер, подхватил шляпы, платки, игрушки и все перепутал. Помогите людям отыскать их вещи. Говорите так: это дедушкина шапка, это девочкин шарик, это тетина шляпа, это бабушкин … и т.д.
-Молодцы, ребята. Помогли людям отыскать их вещи.
- Игра «Странный зверь» (образование притяжательных прилагательных на –ий, - ья, - ье). Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у них всё перепутано: и головы, и хвосты, и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе – заячья голова? Помогите зверятам найти их головы, хвосты и уши. Чья это голова?
-Молодцы ребята, помогли и людям и животным.
3 занятие (5-6 лет)
- Здравствуйте, ребята! Старичок – Речевичок сегодня к нам приехал из другой страны и привез с собой слова иностранцы. Вы знаете такие слова? В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова – иностранцы, они особенные. Некоторые слова иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются. Послушайте фразы я этими словами: У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто. Изменилось слово пальто?
- И вот однажды слова –иностранцы собрались вместе и сочинили целый рассказ. Вопросы к рассказу.
- Ребята, кто такие эти слова – иностранцы?

Библиографический список

1.       Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет.- СПБ.: КОРОНА принт, 2004.
2.       Интернет – ресурсы.
2018