Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Курникова Г.А. Методы и приемы мотивации школьников на уроках русского языка

Библиографическое описание:

Курникова Г.А. Методы и приемы мотивации школьников на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности. По словам известного советского психолога Б.И. Додонова она заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата». Несомненно, мотивация побуждает человека к деятельности, в том числе учебной.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень
– высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2. Второй уровень –
хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей не учебной деятельностью, а самим нахождением в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, общаться со сверстниками.

4. Четвертый уровень
– низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

5. Пятый уровень
– негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, способности, уровень притязаний, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной мотивации к учебной деятельности, применяемые на уроках русского языка.

1. Проводя урок, учитель должен, прежде всего, обеспечить четкое осознание учащимися, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, какова учебная задача и конечная цель предстоящей работы. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни. Этому могут способствовать следующие приёмы:

· «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

· «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

· «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно

2. Учебный материал должен быть информационно насыщенным. Важно использовать приемы наглядности: презентации, таблицы, QR-коды, сканируя которые можно получить задания, информацию. А так же игры, учебные дискуссии. Например, учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают. В этом случае ученики относятся к занятиям с большим интересом.

3.Эффективная организация проведения актуализации знаний и опыта учащихся: создание проблемной ситуации. Важно, чтобы проблемные ситуации находились в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. Здесь помогает проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество.

4. Важно постоянно развивать «умственный аппетит» учащихся, потребность к размышлениям, сравнениям, сопоставлениям, собственным оценкам.

Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выполнить одно из предложенных задания в классе на оценку, а другое дома).

5. Применение в ходе занятий методики успеха. Суть ее в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности.Так, во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Для слабоуспевающих, немотивированных обучающихся целесообразно использовать эмоциональные методы мотивации, такие как:

Ø Поощрение: похвала, одобрение (например, составить задание, посильное для ребенка, а за его выполнение похвалить публично)

Ø Учебно-познавательные игры: игра-упражнение, игра-соревнование (вовлечь слабого ученика в групповое задание, где бы он выполнял посильную работу, старался не подвести группу)

Ø Создание ситуаций успеха (задания разной сложности, прием «Отстроченной отметки», стимулирующее оценивание, самостоятельный выбор задания).

Для достижения высокой мотивации к изучению предмета, а следовательно, высокой успеваемости необходимо правильно раскрыть причины неуспеваемости и определить пути ее ликвидации. Высокое качество уроков, использование передовых методов в обучении также способствуют высокой мотивации школьников.

Грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию высокой учебной мотивации школьников. Важно помнить, что главное в работе учителя– ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

Библиографический список

1. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе. Вестник МГУ, 2001, № 2.

2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
2023