НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Колесникова С.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ТНР через методы проектирования в группе

Библиографическое описание:
Колесникова С.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ТНР через методы проектирования в группе // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребёнком окружающего его мира, объектов природы, людей и т.д. Проявление ребёнком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях.

Проблема развития речи дошкольника является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки всех развивающихся мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Известно: не все дети одинаково овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.

Речь ребенка формируется в процессе его роста и развития, но для нормального формирования речи, необходима хорошая речевая среда вокруг ребенка. Плохо сформированная и неправильная речь, отрицательно влияет на развитие общение с окружающим миром. Речь тесно связана со всеми психическими процессами, происходящими в момент формирования и роста ребенка. Если вовремя не распознать отставания в развитии и не начать работу, это может усугубиться и привести к диагнозам, таким как – (ТНР) тяжёлое нарушение речи, задержка психического развития (ЗПР), общее недоразвитие речи различного уровня (ОНР) и т.д.

В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с тяжёлыми нарушениями речи. У вновь поступивших детей скуден запас слов, дети мало знают о живой и неживой природе, о событиях и явлениях, а не которые дети не говорят вообще! Детям трудно выразить то, что они слышат, видят и чувствуют. Детям не хватает слов и для передачи знакомой сказки, рассказа, не могут выразить свои чувства и эмоции.

Центры в группе специально организованы, стимулируют детей к самостоятельной деятельности. Они содержат разнообразные материалы, игры, игрушки, предметы быта и окружения, все, что дети могут использовать по своему усмотрению. Здесь дети экспериментируют, проводят опыты, совершают свои маленькие открытия, развивают сенсорную сферу, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, измерять и т. д. Для развития разносторонних способностей у детей, их расширения кругозора, для развития речи, внимания, памяти, мышления в групповые уголки, приобрели много разнообразных настольных и дидактических игр, разнообразный конструктор (лего, из дерева, из железа, из фанеры для робототехники) для моделирования.

В группе оборудован речевой центр, где есть зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики. В её оборудование входят стеллажи с игровым, дидактическим, наглядным материалом по работе над звуком, диафрагмально-речевым дыханием, для развития зрительной памяти и фонематического слуха, ручного праксиса, зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики. Т.е. в речевом центре подобран материал по всем разделам развития речи и лексическим темам, предложенным логопедом.

В группе активно используется метод индивидуализации

- Моё настроение (На стенде при входе в группу, ребенок отмечает своё настроение весь день пребывания в саду);

- Здравствуйте, я пришёл! (Ребенок на стенде в группе ставит своё фото и обозначает что он пришел в детский сад);

- Лист регистрации детей (дети сами записывают своё имя, когда приходят утром);

- На кабинке располагаются имена детей и украшается по желанию ребёнка и т.д.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов. Эта деятельность не допускает стандартных, шаблонных действий и требует постоянного творческого поиска, а, следовательно, анализа существующей практики, видения её проблем, возможных путей их устранения и последующего развития. Проектная деятельность мотивирует ребёнка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др.

Работа над развитием связной речи детей, воображением, умением творчески мыслить идет в непосредственно образовательной деятельности, во время прогулок, сюжетно-ролевых игр, я создаю ситуации, стимулирующие общение и речь. Игровые упражнения, дидактические игры, беседы, проводятся в любом режимном моменте – пояснения, разъяснения, художественное слово, словесные оценки.

У дошкольников лучше развивается непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Литература

1.Тютюева И. А. «Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.

2. Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,

А. В. Лагутина. «Коррекция нарушений речи: учебное пособие». – М.:Изд. Просвещение. 2008.

3. Худилайнен К.А. «К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»//Специальное образование. № XII / том II / 2016.

4. Яшина К.И. «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр»//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». №5. 2016.
2023