НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чернолихова Л. А. Развитие художественного творчества и способностей дошкольников через реализацию в дея- тельности современных программ, технологий и методик

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Вопрос о развитии творческих способностей детей в изобразительной деятельности волнует педагогов всегда. Как, например, организовать детское рисование и как им руководить? Как развивать художественные способности детей, увидеть в каракулях и цветных пятнах момент рождения таланта? Как добиться того, чтобы каждый ребенок стал творцом? Научить детей рисовать не по шаблону.
Мы искали необычные, нетрадиционные новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые бы доставляли детям удовольствие и творческую радость. И тут педагогам на помощь пришла программа Погодиной С.В. «Шаг в искусство».
Блочно-модульная структура данной программы позволяет выбирать подходящую технологию, планировать работу с учетом регионального компонента. Здесь мы используем программу Л. Г. Васильевой «Программа художественно творческого развития ребенка дошкольника средствами чувашского ДПИ».
Поставленная нами задача заключается не в том, чтобы из каждого ребёнка сделать в перспективе профессионального художника, а в том, чтобы научить его переносить некоторые лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность, развить художественный потенциал.
Ещё одно преимущество программы в том, что представленные в ней педагогические технологии доступны педагогам различной категории и образования. Даёт возможность поставить и осуществлять цели, связанные с полноценным художественно-эстетическим развитием детей.
Смысл технологии заключается в экспериментировании с художественными эталонами: цвет, форма, композиция, художественные техники.
Виды экспериментирования:
·          спонтанное экспериментирование – манипуляция художественным материалом и инструментами;
·          репродуктивное экспериментирование – воспроизведение изобразительных действий, приёмов и техник после показа взрослым;
·          поисковое экспериментирование – целенаправленный поиск ребенком при работе с художественными материалами и инструментами.
Для работы требуется владение с непривычными инструментами и с различными изобразительными материалами. Краски, например, наносятся на бумагу буквально с помощью любого предмета, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования: губки для посуды, целлофановые пакеты, крышки от банок, пластиковые карточки, малярные валики и кисточки, и многое другое. Акварель, гуашь и масляные краски работают «в содружестве» с песком и манкой, нитками и лоскутками текстиля, бумагой и фольгой.
Чем же мы с детьми занимаемся? Как и чем мы рисуем?
Дети готовят фон для своей работы гуашью, акварельными красками. Причём здесь они экспериментируют, играют цветом, нанося краску не одного цвета, а 2 или 3 цвета. Например, небо бывает разнообразное. Черное ночью, когда гаснут лампы, фонари. Утро как вечер красным подсвечен бывает. Также оно может быть и алое, и синее. Солнечный день имеет свой окрас, пасмурный, дождливый – свой. Краски наносятся малярной кисточкой и растираются влажными салфетками или губкой для посуды. Для передачи фактурности, изменения текстуры можно наносить валиком. Дети изображают линию горизонта, стола, рисуют дальний лес, набрав на кисть сразу 2 цвета. Дальше для получения той или иной картины мы используем бумажные, и двухслойные салфетки с рисунками, ватные диски (овальные и круглые), ватные палочки, пластилин, ложементы, чай Каркадэ, сангину, уголь, пастель разную и т.д.
И почему ватные диски?
Несколько слов хочется сказать про технику рисования пищевыми красителями. Для творческих экспериментов более всего подходят те красители, с помощью которых окрашивают пасхальные яйца. Своеобразие техники в том, что их частички наносят на влажную поверхность листа путем рассыпания. На влажной основе они растворяются. Тем самым создаются интересные цветовые пятна, которые можно преобразовать в различные образы. Благодаря концентрированности цвета получается широкий спектр оттенков одного цвета. Красители легко смешиваются, так возникают дополнительные оттенки. Работая с пищевыми красителями, в качестве дополнительного материала целесообразно использовать акварель. Эта краска сохраняет прозрачность фона, воздушность цветового покрытия. Детали образов выполняются гелевыми ручками, фломастерами, масляной или мелковой пастелью. Если, например, рисуют цветы, то дорисовывают до бутонов, т.е. изображения сердцевины цветка и стебельков. Причём тычинки можно нанести ватными палочками.
Что важно в этом процессе? Обратить внимание детей на форму бутонов. Пищевые красители, растворяясь на листе, сохраняют элемент непредсказуемости. Очень сложно предугадать, какой формы получатся цветы. Эта особенность красителей создает предпосылки для развития у детей воображения и расширения их изобразительного опыта.
Такой материал как уголь, сангина и соус рождают самые разные образы - и реалистичные, и стилизованные, и даже абстрактные. Не менее выразительными средствами обладает тушь.
Первоначальное знакомство тушью лучше проводить в форме игры эксперимента: ребенок ставит пятно тушью, а потом его дорисовывает. Сначала увидеть образ в пятне помогает педагог, вовлекая тем самым детей в творческий процесс преобразования. Именно оно лежит в основе рождения замысла. В данном случае, рассматривая пятно, можно увидеть сразу несколько образов, не похожих друг на друга. Накапливая зрительный ряд образов, дети постепенно овладевают структурой его построения, что впоследствии помогает им самостоятельно изображать любой предмет, объект.
Следующая техника – это использование волшебной пленки. Прелесть данной техники: получаемое изображение при соответствующей доработке кисточкой может представлять законченную работу или послужить фоном для любой другой работы, например с природным, бросовым материалом, тканями, бумагой.
Рисование с помощью соли. Работая акварелью, для достижения выразительности образа можно использовать каменную соль.
Используя данный эффект, можно нарисовать любой пейзаж, натюрморт или декоративную композицию. Первый этап овладения техникой рисования связан с тем, что соль рассыпается хаотично. Задача ребенка - увидеть в образовавшихся пятнах образ, подчеркнуть его характерные особенности, придать выразительность. Второй этап направлен на то, чтобы показать зависимость образа от того, как посыпана соль. Рассыпают соль определенным образом. С помощью горизонтальных движений по нижней половине листа получается морской пейзаж, поле, полевые цветы, тающий снег, деревянный стол, лужи и т.д. Соль, посыпанная вертикальными, движениями, дает возможность получить изображения деревьев, садовых цветов (полевых, луговых, экзотических), самых разных животных, архитектурных сооружений. На втором этапе педагог обучает детей умению рассыпать соль в разных направлениях. Третий этап - его проводят со старшими дошкольниками - характеризуется тем, что дети, предварительно распланировав содержание рисунка, самостоятельно выбирают направление рассыпания соли.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие, им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной художественной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие.
Библиографический список
1. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
2. Узоры чувашской земли. Программа этнохудожественного развития детей 2 - 4 лет / Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2015. - 86 с.
2021