НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Никифорова О. В. Рабочая программа элективного курса «Математика на каждый день» для 5‑9-го классов

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Аннотация

Рабочая программа учебного предмета «Математика на каждый день» для 5-9 классов составлена на основе:
1.       Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577
2.       Основной образовательной программой основного общего образования ОО, утвержденной приказом № 80 от 31.08.2015г
3.       Учебные пособия:
1.Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч-1; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой,- М.; СПб: Просвещение, 2020 – 79 с.
2.Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч-2; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой,- М.; СПб: Просвещение, 2020 – 79 с.
3.Математика на каждый день. 6-8 классы, сборник задач. Под ред. Т.Ф.Сергеева, -М.; СПб: Просвещение, 2020-112 с.
4.Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. -68 с.
При разработке рабочей программы использована Примерная основная образовательная программа основного общего образования по математике. http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
Программа рассчитана на следующее количество часов:
Годы обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
Количество контрольных работ (диагностических работ)
5 класс
0,5
34
17
1
6 класс
0,5
34
17
1
7 класс
0,5
34
17
1
8 класс
0,5
34
17
1
9 класс
0,5
33
17
1





Тип программы: базовая программа по математике.

I.        Планируемые результаты освоения элективного курса «Математика на каждый день»

В результате изучения элективного курса «Математика на каждый день» в 5-9 классах обучающийся научится:
5 класс
- находит и извлекает математическую информацию из текстов, различных по оформлению, стилистике, форме;
- находить и извлекать математическую информацию из схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме;
- анализировать информацию, представленную в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.);
- решать задачи с использованием единиц измерения: деньги, время, масса, температура, расстояние;
- решать сюжетные и логические задачи;
- сравнивать различные объекты окружающего мира;
- различать простейшие геометрические фигуры, описывать их свойства;
- решать геометрические задачи на разрезание и перекраивание;
- разбивать геометрические объекты на части и составлять модели.
6 класс
- применяет математические знания для решения разного рода проблем;
- решать практические текстовые задачи арифметическим способом, связанные с повседневной жизнью;
- работать с таблицами, соотносить данные по тексту;
- познакомятся с понятием «графы», научаться применять метод графов при решении задач;
- решать задачи с элементами конструирования на клетчатой бумаге;
- решать простейшие комбинаторные задачи.
7 класс
- формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте;
- работать с информацией, представленной в виде графиков и таблиц;
- решать задачи практического содержания различными способами;
- решать геометрические задачи исследовательского характера.
8 класс
- интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации;
- уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;
- применять математические формулы в повседневной жизни;
- интерпретировать трехмерные изображения;
- решать многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
9 класс
- интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации;
- оценивать информацию и принимать решение в условиях неопределенности и многозадачности;
- решать задачи с лишними данными;
- разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами;
- уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них нужную информацию и данные, применять знания на практике;
- составлять задачи по тексту;
- решать стереометрические задачи;
-строить мультипликативные модели с тремя составляющими;

II.     Содержание элективного курса «Математика на каждый день» в 5-9 классах

5 класс

1.       Решение текстовых задач
Решение сюжетных задач. Решение задач на переливание и взвешивание. Решение логических задач.
2.       Первые шаги в геометрии
Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на и составление модели.
3.       Единицы измерения
Деньги, масса, время, расстояние, температура.
4.       Сравнение объектов
Решение задач на сравнение объектов.
5.       Комбинаторика
Представление данных в виде таблицы. Диаграммы. Графики.

6 класс

1.       Текстовые задачи
Задачи практического содержания на проценты. Задачи на части. Задачи на работу.
Задачи на движение. Логические задачи.
2.       Геометрические задачи
Геометрические фигуры на клетчатой бумаги. Конструирование.
3.       Элементы комбинаторики и теории вероятности.
Решение комбинаторных задач. Нахождение вероятности.

7 класс

1.       Текстовые задачи
Решение задач практического содержания арифметическим и алгебраическим
способами. Решение задач на перевод единиц измерения с практическим содержанием.
2.       Геометрические задачи
Задачи на построение. Свойства фигур, применяемые в повседневной жизни.
Задачи практического содержания. Исследовательские задач.
3.       Функции и графики
Моделирование изменений различных процессов при помощи графиков.
Функциональная зависимость, работа с формулами.
4.       Статистика
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

8 класс

1.      Предоставление данных
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм.
2.      Задачи практического содержания
Вычисление расстояния на местности. Задачи с несколькими вариантами решения. Построение математической модели различных процессов.
3.      Геометрические задачи
Интерпретация трехмерного изображения. Построение фигур.
4.      Теория вероятности
Определение ошибки измерения. Определение вероятности наступления событий.

9 класс

1.       Задачи практического содержания
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными.
2.       Числа и вычисления
Различные представления чисел. Различные способы счета. Вычисления в уме. Оценка разумности результатов.
3.       Геометрические задачи
Решение стереометрических задач.
4.       Статистика и теория вероятности
Статистические явления и зависимости. Вероятностные явления и зависимости.

II.     Тематическое планирование элективного курса «т на каждый день» в 5-9 классах

5 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Решение текстовых задач. Решение сюжетных задач. Решение задач на переливание и взвешивание. Решение логических задач.

4

2

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на и составление модели.

3

3

Единицы измерения. Деньги, масса, время, расстояние, температура.

3

4

Сравнение объектов. Решение задач на сравнение объектов.

2

5

Комбинаторика. Представление данных в виде таблицы. Диаграммы. Графики.

2

6

Повторение и обобщение пройденного.

3

Итого

17

6 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Текстовые задачи. Задачи практического содержания на проценты. Задачи на части. Задачи на работу. Задачи на движение. Логические задачи.

5

2

Геометрические задачи. Геометрические фигуры на клетчатой бумаги. Конструирование.

5

3

Элементы комбинаторики и теории вероятности. Решение комбинаторных задач. Нахождение вероятности.

4

4

Повторение и обобщение пройденного.

3

Итого

17


7 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Текстовые задачи. Решение задач практического содержания арифметическим и алгебраическим способами. Решение задач на перевод единиц измерения с практическим содержанием.

4

2

Геометрические задачи. Задачи на построение. Свойства фигур, применяемые в повседневной жизни. Задачи практического содержания. Исследовательские задач.

4

3

Функции и графики. Моделирование изменений различных процессов при помощи графиков. Функциональная зависимость, работа с формулами.

3

4

Статистика. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы

3

5

Повторение и обобщение пройденного.

3

Итого

17

8 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Предоставление данных. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм.

3

2

Задачи практического содержания. Вычисление расстояния на местности. Задачи с несколькими вариантами решения. Построение математической модели различных процессов.

4

3

Геометрические задачи. Интерпретация трехмерного изображения. Построение фигур.

4

4

Теория вероятности. Определение ошибки измерения. Определение вероятности наступления событий.

3

5

Повторение и обобщение пройденного.

3

Итого

17

9 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Задачи практического содержания. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными.

4

2

Числа и вычисления. Различные представления чисел. Различные способы счета. Вычисления в уме. Оценка разумности результатов.

3

3

Геометрические задачи. Решение стереометрических задач.

4

4

Статистика и теория вероятности. Статистические явления и зависимости. Вероятностные явления и зависимости.

3

5

Повторение и обобщение пройденного.

3

Итого

17


Библиографический список


1.       Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч-1; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой,- М.; СПб: Просвещение, 2020 – 79 с.
2.       Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч-2; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой,- М.; СПб: Просвещение, 2020 – 79 с.
3.       Математика на каждый день. 6-8 классы, сборник задач. Под ред.
Т.Ф.Сергеева, -М.; СПб: Просвещение, 2020-112 с.
4.       Развитие функциональной грамотности обучающихся основной
школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. -68 с.
2020