Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Семья является естественной средой для роста и благополучия всех её членов, особенно для детей, так как именно семья обладает самыми широкими возможностями для защиты ребёнка и обеспечения его безопасности.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Дошкольное образовательное учреждение – первое звено в системе общего образования, выступает одним из субъектов межведомственного взаимодействия наряду с органами соцзащиты, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями, согласно Федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24 июня 1999 г.). Особая роль в выявлении семей на ранней стадии неблагополучия лежит на специалистах дошкольных учреждений и является одним из наиболее значимых условий эффективности коррекционной работы, психологической и педагогической поддержки.
Детский сад является важным звеном по выстраиванию взаимоотношений между родителями и детьми, а также становится посредником между семьей и субъектами профилактики - государственными службами по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать своевременную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.
Во всех ДОУ города Чебоксары ведётся работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Эти семьи находятся под контролем Совета профилактики и состоят на внутрисадовском учёте ДОУ.
Кроме того, пристальное внимание уделяется семьям со скрытой формой неблагополучия – это внешне респектабельные семьи, где ценностные установки расходятся с общечеловеческими моральными требованиями. Такие семьи выглядят вполне благополучными: ребенок опрятен, родители принимают активное участие в жизни детского сада, вовремя приводят и забирают ребенка, у ребенка есть все необходимое: он одет, обут, накормлен. Скрытой, невидимой для педагогов и в целом сотрудников ДОУ, является внутрисемейная эмоциональная обстановка, негативно влияющая на развитие ребенка. Это может быть любая форма насилия: эмоциональное, физическое и т.д. В такой семье могут прослеживаться деструктивные отношения между супругами, негативное эмоциональное состояние одного из родителей ребенка.
У детей из таких семей наблюдается эмоционально неустойчивое поведение, у некоторых есть предрасположенность к асоциальным поступкам. Это связано с постоянным переживанием из-за психологических, физических, моральных, экономических трудностей в семье.
Работа с семьями, находящимися в зоне социального риска, строится с опорой на нормативно-правовую базу:
· Конституция Российской Федерации
· Конвенция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года № 1618р от 25.08.2014
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
· Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
· Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
· Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2014г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в российской федерации на период до 2025года»
· Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике»
· Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. №310 «Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети»
· Закон Чувашской Республики от 2 октября 2012 г. № 55 «Об уполномоченном по правам ребенка в Чувашской Республике»
· Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июня 2014 г. № 251 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики».
Для построения эффективной работы с семьями, находящимися в зоне социального риска, нами разработан Алгоритм выявления семей со скрытой формой неблагополучия, который подразумевает раннее выявление и раннюю работу по профилактике семейного неблагополучия.
Алгоритм выявления семей со скрытой формой неблагополучия:
1 этап. Руководитель ДОУ + Педагог-психолог ДОУ:
• Беседа с родителями вновь поступающих детей.
• Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду», «Особенности развития ребенка».
• Выявление анамнеза раннего развития ребенка.
• Рекомендации по адаптации ребенка к ДОУ.
2 этап. Педагог-психолог ДОУ + Воспитатель группы:
• Социальный паспорт.
• Наблюдение за детьми.
• Беседы с родителями.
• Выявление семей, где дети долго не посещают детский сад без причины.
• Выявление семей, где родители находятся в длительных командировках.
• Рисование «Моя семья», «Праздник дома», «Как я провёл отпуск», «Мой самый счастливый день».
3 этап. Специалисты ДОУ + Воспитатель группы:
• Проекты «Портфолио ребенка», «Клуб выходного дня», «Герб семьи», «Генеалогическое древо».
• Сочинение для родителей «Я и мой ребёнок».
• Флэш-мобы.
• Дни открытых дверей, мастер-классы для родителей.
• Совет Отцов ДОУ.
• Выставки и фотовернисажи.
• Подготовка и проведение родительских собраний по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
• Работа по пропаганде здорового образа жизни.
4 этап. Педагог-психолог + Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений
• Наблюдение за детьми.
• Беседы с родителями.
• Диагностика внутрисемейных отношений.
• Диагностика родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
• Выступления на педсоветах и родительских собраниях.
• Почта психологической помощи.
5 этап. Совет профилактики ДОУ
• Приглашение семьи со скрытой формой неблагополучия на Заседание. Совета Профилактики.
• Беседа с родителями.
• Ведение контроля за семьями со скрытой формой неблагополучия.
• Постановка семьи на внутрисадовский учёт.Выявление скрытого неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии родителей и педагогов ДОУ составляется социальный паспорт группы и детского сада. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и педагогическая диагностика, посещение проблемных семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия:
1. Утомленный, сонный вид;2. Санитарно-гигиеническая запущенность;
3. Склонность к обморокам, головокружению;
4. Неумеренный аппетит;
5. Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
6. Привлечение внимания любым способом;
7. Чрезмерная потребность в ласке;
8. Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
9. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
10. Трудности в поведении и обучении.
Во время проведения в группе мероприятий с привлечением родителей, педагоги группы наблюдают за взаимоотношением детей и родителей, выявляют насколько родители активно включаются в жизнь группы и детского сада, как проявляют себя на открытых мероприятиях. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. При возникновении спорных ситуаций и каких либо проблем, педагоги группы делают запрос педагогу-психологу детского сада на проведение диагностики внутрисемейных отношений. В том случае, если педагогом-психологом в результате диагностики определяется, что есть внутрисемейные проблемы, родители приглашаются на индивидуальную консультацию, где обсуждаются особенности семейного воспитания. Семья может быть поставлена на контроль, и за ребенком и его родителями наблюдают администрация и педагоги детского сада. В том случае, если у педагогов возникают сомнения по поводу физического и психологического благополучия ребенка, семья приглашается на заседание Совета Профилактики. Чтобы семьи со скрытой формой неблагополучия не перешли в категорию неблагополучных семей, необходимо осуществлять в детском саду работу по профилактике семейного неблагополучия.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, педагог-психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
Все проводимые формы работы в ДОУ направлены на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, восстановление семейного статуса, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, воспитание культуры поведения, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Литература:
1. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду/ В.И. Петрова — М., Мозаика-Синтез, 2008 – 250 с.2. Шишова, Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным: Школа православной семьи /Т.Л.Шишова. – Самара: Христианская жизнь, 2008. - 563 с.
3. Шитова, Е.В. Работа с родителями: Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет /авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.