НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петрова И.А. Приёмы работы по проверке безударных гласных

Библиографическое описание:
Петрова И.А. Приёмы работы по проверке безударных гласных // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

Методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем о роли следующих факторов:

1. Фактор сознательной работы учащихся

осознанный подход к орфографическому явлению; при этом учитываются:

· значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;

· грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;

· словообразовательная структура слова, его морфемный

состав, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо;

· законы фонетики и графики;

· правила орфографии и традиция.

2. Зрительный фактор в обучении

Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание - один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

3. Рукодвигателъный фактор

Навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы.

4. Слуховой фактор

Слуховые восприятия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Проговаривание – это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: в начале орфоэпическое, а затем орфографическое. Так мы можем показать трудности в усвоении русского языка, выработав умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения возникновения ошибок у учащихся на письме. И если ошибка допущена, дать установку учащимся самостоятельно найти и исправить ошибки. “Общий принцип исправления ошибок,- говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…” (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе.)

Одной из главных причин допускаемых ошибок является отсутствие

орфографической зоркости или её слабая сформированность. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников учёные и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допущенные ошибки. Стимулированием самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.

При выборе методики изучения правила, учитель ориентируется на его тип. Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом являются:

а) раскрытие сущности правила;

б) овладение формулировкой правила;

в) применение правила в практике письма.

Признаки орфограмм с точки зрения последовательности умственной работы, которую проделывает ученик в ходе применения орфографического правила. Чтобы писать в соответствии с правилом, ученик должен:

· Обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);

· Установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);

· Решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения правила (заключительный этап анализа).

С точки зрения последовательности умственной работы, которую

проделывает учащийся в ходе применения правил, все признаки орфограммы делятся на три группы:

· опознавательные признаки, по которым ученик выделяет орфограмму;

· «выборочные» признаки, установив которые ребёнок решает, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае;

· «заключительные» признаки, с помощью которых ученик применяет соответствующее правило к каждому конкретному случаю.

Проанализируем правило о безударных гласных с точки зрения опознавательных, выборочных и заключительных признаков орфограммы.

«Чтобы проверить, безударный гласный в корне, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение»

«Безударный гласный» - опознавательный признак.

«В корне слова» - выборочный признак.

«Падало ударение» - заключительный признак.

Осознанное письмо для ученика – это умение найти «топкое» место в слове, сомнительную гласную букву. Это знание орфографического правила, связанного с этим «ошибкоопасным» местом, и, способность применить это правило.

Методика обучения применению правил (методика алгоритмов) заключается в простых действиях, которые отрабатываются с детьми. Ведь алгоритм – это последовательность действий, приводящая к нужному результату. Мы учим видеть трудные места, а затем действовать по алгоритму – быстро и чётко.

Основой грамотного и осознанного письма является навык, который формируется в результате регулярного тренинга. Иными словами, чтобы научиться правильному письму, надо писать, писать и писать. Причём писать по-разному: и списывая правильные тексты, и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, и корректируя тексты с ошибками.

В результате длительных упражнений навык становится автоматизированным. Это значит, что ученик пишет, не вспоминая правила в момент написания, но в случае затруднений он может прибегнуть к нему или к орфографическому словарю.

I. Односложные слова.

1. Ударная гласная в корне слова.

Вижу слово - выделяю корень.

кот

кот сад

кот сад кит

кот сад кит век

кот сад кит век мяч

кот сад кит век мяч ёж

кот сад кит век мяч ёж люк

Задание: повторите за мной.

Сколько слов мы произнесли? Написано на доске.

В каком столбике меньше слов, больше слов?

Сколько строчек?

Сколько гласных в каждом слове?

II. Двусложные слова.

2. Ударная гласная в корне, безударная в окончании:

баки

баки розы

баки розы окна

баки розы окна веки

баки розы окна веки песни

баки розы окна веки песни лыжи

лисы розы окна веки песни лыжи люки

Задание: повторите за мной.

Сколько слов мы произнесли? Какое слово потеряли? Баки.

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

Будут ли трудности в написании этих слов?

Как слышатся, так и пишутся. 1 безударная гласная в каком слове может вызвать сомнение? Какое применим правило? (Лыжи – правило «жи-ши»).

Запишите слова в обратном порядке, от последнего к первому.

3. Ударная в окончании, безударная в корне.

Вижу слово – выделяю корень. Вижу корень – думаю о безударной гласной. Ищу родственное слово с ударной гласной. Ставлю ударение и выделяю безударную гласную.

О коте, у дождя, с китом, над ежом, перед рядами, под окном.

Задание: повторите за мной слова.

Сколько слов мы произнесли?

Какое слово с предлогом не подходит к другим словам?

Ответ: перед рядами – мн.ч., 3 слога.

В каком слове нельзя проверить безударную гласную формой ед.ч?

(Окно).

Подберите к существительным другие предлоги. Где стоит ударная гласная?

4. Ударная гласная в корне, безударная - в приставке:

Подкоп, проход, побег, налёт, обхват, заезд, откат.

Задание: повторите за мной слова.

Сколько слов мы произнесли?

Запишите слова по памяти.

5. Ударная в приставке, безударная в корне:

Вижу слово – выделяю корень. Вижу корень – думаю о безударной гласной. Ищу родственное слово с ударной гласной, убираю приставку.

Вырост, убыль, проблеск, запуск, отзвук, прииск, нарост.

Задание: повторите за мной.

Сколько слов мы произнесли?

Что объединяет эти слова? В какой части слова стоит ударение?

Безударная гласная в корне слова. Поставьте ударение.

В каких словах есть сомнительные безударные гласные?

Вырост, проблеск, прииск. Как их можно проверить? Убрать приставку.

Запишите слова без приставки: рост, быль, блеск, пуск, звук, иск.

Запишите слова с приставками: на, при, от, вы, по (если это возможно).

Какое слово «лишнее»?

Нарост – ударная гласная в корне слова, а не в приставке.

Объясните значение слова: то, что наросло, увеличение, выпуклость.

III. Трёхсложные слова.

6. Ударная в корне, безударная в приставке и окончании:

Проходы, заезды, побеги, обхваты, подкопы, задача.

Сомнительная только в приставке. Какое слово лишнее? Стоит в форме ед.ч. В этом слове, какая ещё гласная может вызвать сомнение? Какое применим правило?

В проходе, на заезд_, перед побег__, от задач_, с подкоп_.

Сомнительная в приставке и в окончании.

IV. Четырёхсложные слова.

7. Ударная в корне, безударная в приставке и окончании:

Все слова относятся к прилагательным:

Наручные, пожарные, примерное, отбитые, завидная.

Какое слово может вызвать сомнение при написании безударной гласной?

Какое слово не подходит ко всем? Пожарные – и существительное, и прилагательное.

Пожарные выехали на тушение горящих складов.

По улице с огромной скоростью мчались пожарные машины.

8. Ударная гласная в приставке, безударная в корне и окончании:

Ударную гласную выделить карандашом, безударную, в которой можно допустить ошибку – красной ручкой

Запишите слова.

Прописи, в отпуске, залежи, вымысел.

9. С безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением:

Горняк, акуньки, малчун, чисы, ͡ ͡ ͡ или | | |

болезнь, хлопушка, шахтёр.

Списываем в тетрадь так, как есть, с ошибками.

Кто-то хотел, что-либо исправить, когда писал слова?

Зачёркиваем ошибку, проверяем чужую тетрадь. («Маленький учитель»).

Образец на доске после проверки:

Горняк, окуньки, молчун, часы,

болезнь, хлопушка, шахтёр.

10. Безударная гласная в суффиксе.

1. Красата, высота, шир__та.

2. Подростак, набросок, подпасок, игрок.

3. Смело, хорошо, быстра.

4. Апельсин_вый, мандаринавое, бананавые, персикавая

Сок, выжатый из апельсина, варенье из мандаринов, пироги с бананами, начинка из персика.

Найдите ошибки.

Суффикс – от. Как можно проверить? Проверить можно мн.ч. существительного – красоты, широты.

Суффикс – ок. Проверить можно словом (росток).

Наречия. Можно проверить (по аналогии словом: хорошо, тепло…).

Суффикс – ов. Проверить можно формой слова сосно́вый.

Проверочная работа

11. Зашифруйте слово по месту ударения: окончание, ͡ корень, ¬ приставка, ۸ суффикс.

Слова написаны на доске или на карточке.

Прописи, берега, снеговик, примета, носище, красота, водитель, беседа.

¬,, ۸, ͡, ۸,, ۸, ͡.

Водяной, водный, подводник, водитель, вода.

Какое слово не подходит к другим, объясните свой выбор.

Водитель, часть речи существительное, отвечает на вопрос кто?

Водитель – однокоренное неродственное слово.

В написании этого слова есть сомнительная гласная?

В какой части слова стоит безударная гласная?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

V. Двусложные и трёхсложные слова.

На полях в тетрадке проставлены значки – подсказки для нахождения ошибок в словах, например: вторая строка - в приставке, в суффиксе, в корне слова.

Завалил, высохли, ухватились, спросил, прошагать,

пакраснеет, молчят, качать, родился, сожают, пишем ¬ ۸ ͡

края, грачи, жара, коссир, кальцо, значок, коньки, маря,

| | |

животноводство, паровоз, вездеход, электрастанция

͡ ↔͡

12. Соединительные гласные в сложных словах

адержимый, палажитильный, полезный, внимательный

1|, 2| | |

пожелой, прахожие, громкость, билизна, миста, отужинаю 1, 2, 4, 5, 6

гардыня, пугливый, волнистый, помощник, палатняный

...

VI. Трёхсложные слова с безударной гласной в корне слова.

Слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному:

На доске написано по 2 словосочетания. На полях стоит красная палочка, т.е. допущена 1 ошибка. Разобраться в чём дело? В каком из слов словосочетаний допущена ошибка?

Примирять драчунов, примирять брюки, |

Посвятить фонариком, посветить жизнь,

Поласкать ………., полоскать ……….,

Пос деть на траве, пос деть от ужаса.

Выполняя проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов.

13. Выделение корня слова в однокоренных родственных словах и нахождение ошибки.

За л͡есом л͡есничество ----- л͡ес, перел͡есок, пол͡есье, л͡еса, л͡есная, л͡есник, л͡есаруб, л͡еший;

пробежали забег ----- бег, пробежка, набег, бегун, беглец, убигающий;

перезванить на звонок ----- перезвон, звонница, позванить, дозвониться, звонки, звонарь, позванивать;

полететь с лётчиком ----- полёт, перелёт, улёт, слёт, залётные, пролетает;

рядом с рядовым ----- ряд, порядок, рядышком, подряд, зарядка, порядковый.

следовать по следу ----- след, следствие, по следу, следующий, следопыт;

в столовой за столиком ----- стол, первопрестольная, столица, столешница;

улиса лисята ----- лис, лисья, лисий, лисонька, лиса, лисичка;

потрава травы ----- травка, травы, травушка, травник, травинка;

посадилисад ----- садик, посадка, пересадка, подсадка, садовые, садовник, садовод;

вкололиукол ----- укольчик, заколка, колется, выколол, уколоть, заколоть.

14. Выделение корня слова в однокоренных родственных словах и нахождение ошибки.

Трава, тровинка, травы, следы, следствие, наслидил, столовая, столик, ряды, рядом, рядовой, гнездо, гнёздышко, набежала, набег, большой, больше, летит, лётчик, подметает, метелица, метель, стаянка, стоя, зелёные, зелень, звонок, затаился, таинство, следить, садовник, травушка, садик, пересадить, пересалить, солит, строительство, стройка, снегирь, снегопад, снежный, лисята, лисы, волчище, помощь, помагают, помощник, водолаз, водник, лесник, рябь, рябина, рибиновый, высмотрел, смотр, громадные, огромные, смолистые, молодая, молодость, молодёжь, травяной, очищают, чище, пекарня, пекарь, покос, скосил, следователь, касьба, обмолотил, молот, молотит, шелест, шелестят, врач, врачебная, затянул, тянучка, тянет, мороз, заморозки, морозильник, голова, головушка, головы, голос, голосок, седина, седой, сед, поседел от горя, сидя, сидение, посидел на кушетке, листья, лесток, листопад.

Выбираем 1 - 3 любые строки и с ними работаем.

В какой строке допущены ошибки? В каких словах по счёту (с начала строки, с конца строки)?

Найдите слово с ударным гласным в корне (проверочное), подберите к нему однокоренные родственные слова (проверяемые). Выделите корень слова.

Найдите однокоренные неродственные слова, на какой строке.

Найдите строку, в которой все слова написаны верно.

Спишите 3 строчку. При написании каких слов возникли трудности? Найдите сомнительную гласную.

VII. Проверочные работы.

1. Ошибка на безударную гласную: 7 ошибок.

о

о о

Стаят тёплые деньки. Светит ласкавае солнышко. | | |

Аня и Алёша гуляют в саду. За ними бежит собака.

Вот прамчалась стайка грочей. На цветок села пчела.

Она пьёт вкусный сок. Дети вышли на лужайку.

Ани стали играть в валейбол.

Помощь: на 1 строке, 3 ошибки, в 1 и 5 по счёту словах.

Учитель проверил 1 строку, а ученик – 3, с выделенным полем

(учитель зачеркнул гласную в слове, а ученик исправляет ошибку сверху).

Какая строка осталась непроверенная? Проверь. Если возникают трудности, учитель может подсказать место слова на строке. В каких строках нет ошибок? (в 4-ой строке нет ошибок).

2. Ошибка на безударную гласную: 7 ошибок.

Стояла жара. Мы шли лесами. Пахло сосновой корой

и зимленикой. На сухих полянах стрикотали кузнечики. ᵔ۸2, ᵔ 6

Над верхушками сосен висели ястребы. Лес был накалён

от зноя. Мы атдыхали в тенистых чащах осин и берёз. ¬ 4

Там дышали запохом трав и карней. К вечеру мы

ᵔ 3, ᵔ 6

вышли на берег озера. На небе блестели пёстрыи

звёзды. Утки с тижёлым свистом летели на ночлег. ᵔ 4

Значки-подсказки:

..., ||| - количество ошибок в словах в данной строке.

1 (2) - количество ошибок в слове и место этого слова в строке

окончание, ͡ корень, ¬ приставка, ۸ суффикс - в какой части слова есть ошибка, например: ¬ (4) - ошибка в приставке в 4 слове этой строки

Памятка.

1. Выясни смысл слова.

2. Обозначь ударение («позови слово»).

3. Выдели корень.

4. Найди безударную гласную в корне, в окончании, в приставке, в суффиксе.

5. Найди проверочное слово.

6. Напиши в поле проверяемого слова ту букву, которая пишется в ударном слоге проверочного.

7. Объясни морфему. Правило написания.

8. Проверь в словаре. Запомни слово.

Список литературы

Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. Начальная школа. 1991. №1.

Буркова Т.В., Ушинский К.Д. Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию. Начальная школа. 1998. № 11. С. 82.

Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка. Начальная школа. 1999. № 3.

Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов. Начальная школа. 1988. № 2.

Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992.

Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. - М.: Просвещение. 2000. 326 с.

Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах. Начальная школа. 1999. №12. С. 67

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: «Просвещение», 1990. 361 с.

Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. 2-е изд. — М., 1960.

Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок. Начальная школа. 1997. № 2.
2023