НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мотоева Л. Л., Копейкина Н. В. Влияние сенсорного развития на интеллект ребенка

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запаха, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Т.о. сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств веществ.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
При обращении со знакомыми предметами в знакомых игровых ситуациях ребенок приобретает опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений и на языковом уровне. Эти три уровня играют большую роль в развитии восприятия, т.е. в выявлении признаков различия и сходства предметов, по которым они могут быть классифицированы или объединены в группы. В процессе обследования предметов с помощью органов чувств, включается и речь, что помогает выявить и обозначить существенные группировки, а затем опознать их повторно. На основании конкретных действий и складывающихся при накоплении опыта все более обобщенных представлений формируются три существенных фактора мышления, которые лежат в основе логико-понятийного развития, - операции классификации, сериации и понятие о сохранении.
Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность. Так успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называют обследованием. Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей.
Применительно к изобразительной деятельности в обследовании выделяются несколько следующих друг за другом этапов. Прежде всего, организуется восприятие предметов в целом. Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные слова, определяющие качества предмета. После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяется самая крупная часть предмета, затем - более мелкие части. Потом определяется форма крупных частей. После этого характеризуется строение предмета, его конструкция. Затем выделяется цвет предмета. В заключении внимание детей вновь обращается к предмету в целом. Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы.
Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает производимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.
Одна из главных задач сенсорного воспитания в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех продуктов, которые дети собираются построить.
Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку многие свойства предметов дети узнают лишь во время этих занятий.
Фонематический слух - сенсорная основа нашей речи, поэтому, раскрывая содержание сенсорного воспитания на занятиях по родному языку, будем в основном говорить о развитии и воспитании фонематического слуха дошкольника. Работу по воспитанию у детей дошкольного возраста фонематического восприятия считается необходимым начинать с момента прихода ребенка в детский сад, то есть с младшей группы. Но занятия с этими детьми должны в основном сводиться к работе по формированию правильного звукопроизношения.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, делаем упор на сенсорное развитие, т.к. считаем, что возраст от 2 до 3 лет - важный этап в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.
А ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Значение его невозможно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.
Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. Но если этот процесс не организован целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему, он может привести к нежелательным последствиям. У ребенка могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о свойствах предметов и явлений окружающего мира.
Программа сенсомоторного развития разработана с учетом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений. Развитие восприятия тесно переплетается с другими видами психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
Ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Включение задач сенсорного воспитания в занятия, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет нам планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей.
Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других - дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства - цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.
Важным условием осуществления задач сенсорного воспитания является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные и интересные их возрасту игры. Использование различного дидактического материала позволяет вносить разнообразие в занятия и открывает простор для творчества педагога.
При работе с детьми младшей группы следует помнить: маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому большое внимание уделяем проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта. Наряду с этим, уделяется внимание улучшению развивающей среды в группе. Все это в совокупности улучшает условия пребывания детей в группе, следовательно, способствует их интеллектуальному развитию.

Библиографический список

1. Белкина Л.В. "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ." - Воронеж "Учитель", 2004.
2. Венгер Л. А. и др. "Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до лет." - М.: Просвещение, 1988.
3. Ермолаева Л. И. " Игры, задания и упражнения математического содержания." - Иркутск, 2000.
4. Панова Е.Н. " Дидактические игры и занятия в ДОУ (младший возраст)." - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2006.
6. Сотникова В. "Самые маленькие в детском саду." - М.: ООО "ЛИНКА - ПРЕСС", 2005.
2021