НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ковешникова Н.Г., Николаева Н.А. Преемственность между ДОО и школой как необходимое условие развития первичных математических представлений у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Сейчас уже невозможно представить себе жизнь без чисел. Математика вошла в нашу жизнь опосредованно, независимо от нашего желания. При этом большинству людей по роду деятельности не связанных с точными науками необходимы умения применять математические понятия. Поэтому для развития мышления детей с самого раннего возраста необходимо эти понятия развивать.
В математике заложены огромные возможности для потенциала, поэтому тема преемственности между разными ступенями образования очень важна и с каждым годом становится все более актуальной. Преемственность важна как между дошкольным и начальным школьным образованием в целом, так и между разницей в подходах, взглядах, традициях, между родителями и педагогами, взрослыми и детьми в частности.
Опыт работы показал, что обеспечение процесса преемственности в работе дошкольных учреждений и школы для формирования индивидуальности детей должно стать стремление к положительному отношению к детям, пониманию их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития. Осознавая, что у детей разные стартовые возможности, успешность процесса вхождения и обучения в школе во многом зависит от социального опыта ребенка, уровня его компетентности, сформированности целевых ориентиров, а также от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности.
Школьное образование постоянно повышает требования к познавательному, в частности математическому развитию детей. Причины: научно-технический прогресс, увеличение потока информации и способов ее нахождения, изменения, происходящие в обществе, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования. Одновременно самым благоприятным периодом для интенсивного познавательного развития и приобретения навыков и умений является дошкольный возраст. Поэтому цель познавательного развития дошкольников на первой ступени образования ‑ формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. В процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами окружающего мира, законами природы и отношений между ними, используя современные технологии и насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, мы повышаем познавательную активность, самостоятельность и кругозор дошкольников.
Позитивный центризм, непрерывность и преемственность педагогического процесса, дифференцированный подход к каждому ребенку, рациональное сочетание разных видов деятельности, развивающий характер обучения, закономерность и последовательность начального понимания детьми математической организации мира, ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка ‑ принципы, на основе которых происходит математическое развитие воспитанников.
Все участники во всех структурах педагогического процесса осуществляют математическое развитие детей. При этом педагогу отводится роль организатора и руководителя. Он организует различные виды деятельности, мотивирует детей и родителей к познавательной деятельности математического содержания. При этом ребенок играет роль активного исполнителя, выполняя действия в соответствии с поставленными задачами, а также выбирает и организовывает свою познавательную деятельность по интересам. Помощь родителя заключается в взаимодействии с детьми и педагогами в соответствии с целями и задачами познавательного развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования следует уделить особое внимание организации образовательной деятельности. И наиболее эффективная форма это игра ‑ интерактивная, викторины, игры в школе «Юных математиков», игры с блоками, «веселый счет», графический диктант и т.д. Одновременно важной движущей силой в математическом развитии дошкольников является развивающая предметно-пространственная среда. Ведь чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовывать детей, развивать их ум, расширять математические представления, необходим занимательный и познавательный материал.
Цель взаимодействия ДОО и школы ‑ обеспечение преемственности, четкости понимания заказа школы, обсуждение трудностей в достижении оптимального портрета выпускника. Традиционные формы ‑ семинар-практикум, педагогический совет, тренинг, педагогический ринг и т.д. Новые формы ‑ банк идей, творческий час, аукцион и т.д. Новейшие формы ‑ коучинг-сессия, союз единомышленников, «аквариум», кейс-технология и т.д. Применение разнообразных форм работы способствует обеспечению обратной связи, формированию положительного отношения между сотрудниками.
В ходе осуществления преемственности между детским садом и школой возможно возникновение рисков. Но наш опыт работы доказывает, что при реализации единой линии развития ребенка на всех этапах образования возможно решение проблемы преемственности. При этом педагогический процесс остается целостным, последовательным и перспективным.
Таким образом, логическая преемственность в работе всех звеньев системы образования, неразрывную связь между ними создает единую систему воспитания и образования подрастающего поколения.

Список литературы:

1. Елжова, Н. В. Аккредитация дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа ДОУ, нормативные документы / Н.В. Елжова. - М.: Феникс, 2011. - 288 c.
2. Комарова, Т. С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 c.
2019