Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Капустян Е. П. Направления социально-психологического сопровождения образовательного процесса

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Социально - психологическое сопровождение образовательного процесса направлено на создание условий для гармоничного развития личности студентов, укрепление их психического и психологического здоровья, содействие профессиональному и жизненному самоопределению в процессе обучения.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
В системе организации службы социально - психологического сопровождения можно выделить:
- социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,
- психологическое - педагогом - психологом;
- медицинское - медицинским работником;
- педагогическое – педагоги - предметники, классные руководители.
Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна.
Направления работы социально - психологического сопровождения
Социально - психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.
Это направление заключается в профориентационных беседах с учащимися школ с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофессиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. С поступившими первокурсниками необходимо организовать психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями, на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.
Социально - психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.
В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся.
Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций и так далее.
Социально - психологическое сопровождение оценки и развития профессионально - важных качеств (ПВК) личности обучающегося, способствующего профессиональному самоопределению, соотнесению своих возможностей с реальными требованиями выбранной специальности. Формирование ПВК происходит в ходе освоения профессиональной деятельности. В целом эта работа приводит к образованию ключевых квалификаций, которые формируют готовность специалиста к профессиональной деятельности.
Формы работы: развивающие занятия с элементами тренинга, профориентационные часы, психологические игры, акции, занятия с элементами тренинга по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникативных качеств личности.
Социально - психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности.
В процессе обучения педагог ведёт мониторинг личностного и профессионального развития обучающихся. Для них организуются занятия по профессиональному самоопределению, на которых они знакомятся с особенностями трудоустройства, возможностями продолжения обучения в соответствии со своими интересами и способностями, определяется наиболее подходящая для них профессия, подбирается учебное заведение.
Социально - психологическое сопровождение обучающихся «группы риска».
Первоначально выявляются учащиеся с трудностями в адаптации, отклонениями в поведении на основе наблюдения, результатов диагностики, бесед с педагогами. Педагогом - психологом разработаны факторы риска, по накопляемости относятся либо к «группе внимания» или к «группе риска». После чего для каждого учащегося «группы риска» разрабатывается индивидуальный план работы с ним, заводится индивидуальная карта, в которой фиксируется работа с данным учащимся, отслеживаются изменения в его развитии.
Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, психолого-педагогический консилиум по адаптации, уточнение списков учащихся «группы риска», составление индивидуального плана работы с учащимися «группы риска», индивидуальные коррекционные беседы, индивидуальные коррекционные занятия, профилактические беседы.
В результате работы с данными детьми наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, повышения мотивации обучения, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Повышение социально - психологической компетентности педагогов.
В данном направлении организовать цикл занятий по знакомству педагогов с индивидуально-возрастными особенностями учащихся и учётом их в учебной деятельности, формированию навыков личностно-ориентированного общения с учащимися, навыков, необходимых для решения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением дисциплины на уроке, умений саморегуляции своего эмоционального состояния, профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Формы работы: тестирование, практические занятия, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинговые занятия.
Организационная и аналитическая деятельность.
Для более эффективной работы необходимо выявить различные группы обучающихся, со с своими особенностями и различными направлениями работы с ними: обучающиеся «группы риска», «группы внимания», «группы поддержки», способные обучающиеся по всем предметам, по общеобразовательным предметам, по профессиональным предметам, с ослабленным здоровьем.
Таким образом, социально - психологическое сопровождение это не просто сумма разнообразных методов коррекционно - развивающей работы с обучающимися, но оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего.
Критерии успешности социально - психологического сопровождения:
1)       успешность деятельности учащегося;
2)       осуществление деятельности без значимых нарушений физического и
психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность студента, а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что студент должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Подразумевается, что студент сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что социально -психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, способствует анализу студенческой среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития студента, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития студентов, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.
Список литературы.
1. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М.Митиной М.: 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.






2020