НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Демченко Е.М. Человечность и доброта

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.
Ч. Айтматов

Заканчиваю цикл статей «первые уроки нравственности начатый в выпуске журнала №10 (60), №11 (61).
У Вовы диатез. Пришлось все лицо смазать лечебным кремом. Просит Вова у родителей чего-нибудь вкусного или сладкого, а ни того, ни другого ему нельзя надо подождать.

А тут, как назло, в дом приходит гость. Не забыл и сюрприз для малышей: из кармана пальто торчит уголок шоколадной плитки. Гость раздевается, опускает руку в карман... Но тут замечает, что Вовина мама делает ему какие-то знаки. И гость, сам папа, догадывается, что малышу шоколад есть нельзя.

— Но, а брату Андрюшке-то можно? — спрашивает он жестами.

Получив утвердительный кивок в ответ, гость манит Андрюшу в угол коридора, и там таинственно, почти как в сказке, старший, шестилетний брат получает свой подарок.

— Только Вове не давай: ему нельзя! — шепчет гость.

— Знаю! — тоже шепотом говорит мальчик.

Потом гость уходит к взрослым. Он долго сидит с Вовиным и Андрюшиным папой, они обсуждают важные дела. Малыши заняты игрушками: строят терем-теремок. Но Андрюша нет-нет да убежит в коридор, зароется головой в висящих пальто, откусит заветную шоколадку — и снова играть к Вове.

— Ты там ничего не перепутаешь? — время от времени подзывают к себе Андрюшу взрослые.

— Нет! Ни за что не угощу Вову! — заверяет их мальчик и, откусив очередной кусок шоколадки, проглотив его, хорошенько облизавшись, чтобы никаких следов не осталось, возвращается к Вове. Потом все повторяется сначала.

— Молодец, все правильно делаешь! — хвалят его взрослые.

А все ли правильно? А не получится ли так, что, когда Вове можно будет шоколад, Андрей все равно скажет, что ему нельзя? И не станет ли он впредь под соусом «Вове нельзя» отказывать ему и в том, что малышу можно? И что же делать, как правильно должны в такой ситуации поступить взрослые?

— Андрей, сейчас Вове нельзя шоколад, не дразни его! — должны были бы сказать ему взрослые. — Давай сделаем так: сегодня ты съешь маленький кусочек, а остальное уберем пока. Пусть Вова поправится — тогда вы шоколад с ним вместе съедите и других угостить сможете.

Так было бы правильнее и лучше не только для обделенного малыша, но прежде всего для Андрея.

Мы часто не замечаем, что сами учим детей поступать неправильно. Вроде бы какой маленький эпизод — за что тут старшим упрекать себя, вроде не за что, они же заботились о здоровье ребенка. Нет, упрекать есть за что: именно они, пускай невзначай, засеивают в душу ребенка первые семена эгоизма, невнимательности к другому. Ошибки в воспитании детей делают все взрослые, даже самые мудрые. Очень важно суметь вовремя распознать ошибку и исправить ее.

Саша часто ходил с мамой в магазин и поэтому умел хорошо считать. Иногда мама посылала его за покупками и одного, чем мальчик, конечно, очень гордился: в доме, в котором жила семья Саши, ни один дошкольник таких поручений не выполнял. А кроме того, если на сдачу оставалась мелочь, мама разрешала ему взять ее себе. В дальнем уголке посудного шкафа стояла глиняная ваза с узким горлышком, туда и решил Саша складывать свои сбережения.

Дело в том, что была у него мечта — купить двухколесный велосипед. Мама с папой часто говорили, что пока купить его не на что. Вот и размечтался Саша, как скопит он сам достаточно денег, пойдет с папой в магазин и купит заветный велосипед. Он уже видел в мечтах, как прокатится по двору, как все ребята соберутся и будут осматривать да ощупывать раму, колеса, руль велосипеда. Особенно малыши. Они и так очень любили Сашу, липли к нему — со старшими всегда интересно, они так много знают! Окружат они Сашу, повиснут со всех сторон... Один просит научить играть в футбол, другому не терпится рассказать какую-нибудь новость. А уж когда Саша выйдет во двор с велосипедом...

Между тем наступила весна, ожила земля, зацвели деревья. Теперь ребятишки играли на улице целыми днями.

Как-то утром наскучили им дворовые детские площадки. Окружили они своего старшего приятеля и начали просить:

— Пойдем в парк! Там уже все качели и карусели работают!

Саша и сам любил покататься в городском парке, который был неподалеку. И сейчас он очень обрадовался:

— Конечно, пошли!

Малыши выстроились рядком — почти как в детском саду.

—За мной! — крикнул Саша. Но вдруг спохватился: качели-то и карусели в парке платные, а где денег взять?

— Ничего не получится! — вздохнул он. — Ни одной копеечки нет!

И все же заглянул в карманы брюк — а вдруг что-нибудь осталось от последнего похода в магазин? Но нет, он же сам прекрасно помнил, как кинул семь копеек в вазу.

В вазу... Вот где были деньги!

Сашино лицо просияло, а малыши, сразу почувствовав, что в парк все-таки пойти удастся, запрыгали и запели на разные голоса:

— Стойте тут, я сейчас вернусь! — скомандовал Саша и исчез в подъезде.

Саша достал заветную вазу и высыпал мелочь на стол. Ого, накопилась целая горка! Считать было некогда, он быстро пересыпал монеты в карманы. Правда, один раз какая-то иголочка кольнула ему сердце: ведь это были деньги на велосипед, и если сейчас он их истратит... Но думать долго было некогда, и, поставив вазу на место, Саша направился к выходу

— Ты что это делал с деньгами? — вдруг выросла перед ним мама.

— Я... я взял их из вазы!

— А мы кататься в парк пойдем, там все качели и карусели уже работают.

— У тебя есть голова на плечах? Тут уж, много набралось! На одно колесо велосипеда уже есть, а он, ишь, поведет всю орду кататься.

И мама решительно достала из шкафа глиняную вазу с узким горлышком.

Саша, надувшись, смотрел на маму.

— Половинку положу обратно, а остальные возьму, ладно?

— Выкладывай все, тебе говорят!

И она сама опустила руку в карман Сашиных брюк, достала горсть мелочи и пересыпала в горлышко вазы.

Мама поставила вазу на место и сухо сказала:

— Иди гуляй! И чтобы не смел больше такие глупости делать!

Саша вышел за дверь, но на лестнице остановился. Прислушался. Во дворе звенели ребячьи голоса.

— Не пойдем в парк! — уныло сказал он малышам. — Не нашел я денег...

В эту минуту мимо проехал мальчишка- школьник, что жил по соседству. Недавно ему купили на день рождения велосипед, и теперь он любил щегольнуть им во дворе.

Но Саша, который еще сегодня утром горячо мечтал о таком велосипеде, казалось, потерял к нему интерес. Он сидел на краю песочницы, грустный, поникший. И малыши, чувствуя, что их старший друг огорчен, растерянно стояли вокруг него.

Мы часто говорим, что дети добры по натуре. Но как многое требуется от взрослых, чтобы не растеряли они эту доброту, пока растут! Как часто мы своим трезвым, рациональным отношением к жизни и разговорами хотим научить их уму-разуму! А на самом деле, как в рассказанной здесь истории, мы просто гасим их прекрасные душевные порывы. Лучше иногда пожертвовать чем-то, отказать себе даже в необходимом, но не сковывать благородство ребенка. Наоборот, чем только можем, должны мы поддерживать прекрасную и естественную его потребность быть добрым к людям.

Когда взрослые понимают это и всем стилем своей жизни, своей воспитательной тактикой стараются поддержать в детях человечность и доброту, наши дети вырастают людьми глубоко нравственными.

Литература1. Каирова И.А., О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.

2. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей. / - М.: «Педагогика», 1988.
2022