Актуальные вопросы начального общего образования

Ратынская В.В. Методические подходы к требованию проектирования в начальной школе

Библиографическое описание:
Ратынская В.В. Методические подходы к требованию проектирования в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся. Она имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата деятельности. Обязательное условие проектной деятельности – это наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Для детей начальной школы необходимо при организации проектной деятельности учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Если говорить конкретно, то тема работы выбирается строго из содержания учебных предметов или же близких к ним. Проблема проекта, которая обеспечит самостоятельное включение ребенка в работу, должна соответствовать познавательным интересам ученика. Сроки выполнения проектной работы уместно ограничить 1-2 неделями как урочными, так и внеурочными занятиями. В процессе работы над темой полезно организовывать для учеников экскурсии, прогулки, работу с различными текстовыми источниками и др.

Начиная со 2-го класса у детей формируются элементы проектной деятельности, сюда относится формулирование вопросов, целеполагание, планирование действий и прочее. Уже в 3-ем классе начиная со 2-го полугодия есть возможность проведение одного проекта, а в 4-ом классе можно проводить до двух проектов. Если ребенок заинтересован в работе, то проектную деятельность можно проводить в урочное время.

Очень важно при помощи различных проектов целенаправленно организовывать учебный процесс и учитывать такие аспекты, как удовлетворение потребностей учащихся, исключать психологическое насилие, формировать комфортные доверительные отношения между участниками образовательной среды.

Отметим аспекты методического планирования проектной деятельности в начальной школе:

1) установочное занятие – здесь обозначаются цели и задачи проектных работ, также основной замысел, тематика и результат проектов;

2) подготовка информации о проектной работе;

3) письменные рекомендаций будущим авторам – это конкретные темы и требования, сроки выполнения и др.;

4) проведение консультации по выбору темы проектов, а также формулирование идеи;

5) создание проектных групп;

6) обсуждение в группе идей намечающихся проектов и составление индивидуальных планов работы;

7) одобрение тематики проектов, планов работы;

8) этап поиска информации;

9) промежуточные отчеты учащихся;

10) консультации по содержанию, правилам оформления проектов;

11) этап оформления результатов;

12) предзащита проектов;

13) корректировка проектов с учетом замечаний;

14) формирование групп рецензентов, оппонентов и экспертов;

15) этап подготовки к публичной защите проектных работ;

16) генеральная репетиция публичной защиты;

17) совещание лиц, которые ответственны за мероприятия;

18) итоговый этап – публичная защита проектов;

19) итоги, анализ выполненной работы;

20) заключительный этап – благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Главный элемент проектной деятельности в начальной школе – это интеллектуальный поиск. Ее важнейшей частью является стадия мысленного решения стоящей перед учащимся задачи.

Исследователи характеризуют метод проекта на следующие виды:

• личностно -ориентированный;

• обучающий взаимодействию и деятельности в группе;

• развивающий такие умения, как самопрезентации, самовыражения и рефлексии;

• формирующий самостоятельность в мыслительной, практической и волевой сферах;

• воспитывающий ответственность, инициативность, целеустремленность и творческое отношение к делу;

• интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

• сберегающий здоровье.

В результате, можно сказать, что проектная деятельность обязательна для учащихся начальной школы. Участие в проектной деятельности способствует знакомству детям с насущными вопросами и проблемами современного социума. В процессе проектной работы ученики усваивают новую информацию, которая связана с обычаями, культурой, особенностями жизни других народов и прочее. Участие родителей в проектной работе сказывается исключительно положительно как на качестве проектов, так и на внутрисемейном климате.

Список литературы

1. Гаврилин А.М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007. – 68 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. – Москва: Интор, 1996. – 544 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

5. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 224 с.
2023