Библиографическое описание:
Ратынская В.В. Методические подходы к требованию проектирования в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся. Она имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата деятельности. Обязательное условие проектной деятельности – это наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Для детей начальной школы необходимо при организации проектной деятельности учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Если говорить конкретно, то тема работы выбирается строго из содержания учебных предметов или же близких к ним. Проблема проекта, которая обеспечит самостоятельное включение ребенка в работу, должна соответствовать познавательным интересам ученика. Сроки выполнения проектной работы уместно ограничить 1-2 неделями как урочными, так и внеурочными занятиями. В процессе работы над темой полезно организовывать для учеников экскурсии, прогулки, работу с различными текстовыми источниками и др.
Начиная со 2-го класса у детей формируются элементы проектной деятельности, сюда относится формулирование вопросов, целеполагание, планирование действий и прочее. Уже в 3-ем классе начиная со 2-го полугодия есть возможность проведение одного проекта, а в 4-ом классе можно проводить до двух проектов. Если ребенок заинтересован в работе, то проектную деятельность можно проводить в урочное время.
Очень важно при помощи различных проектов целенаправленно организовывать учебный процесс и учитывать такие аспекты, как удовлетворение потребностей учащихся, исключать психологическое насилие, формировать комфортные доверительные отношения между участниками образовательной среды.
Отметим аспекты методического планирования проектной деятельности в начальной школе:
1) установочное занятие – здесь обозначаются цели и задачи проектных работ, также основной замысел, тематика и результат проектов;
2) подготовка информации о проектной работе;
3) письменные рекомендаций будущим авторам – это конкретные темы и требования, сроки выполнения и др.;
4) проведение консультации по выбору темы проектов, а также формулирование идеи;
5) создание проектных групп;
6) обсуждение в группе идей намечающихся проектов и составление индивидуальных планов работы;
7) одобрение тематики проектов, планов работы;
8) этап поиска информации;
9) промежуточные отчеты учащихся;
10) консультации по содержанию, правилам оформления проектов;
11) этап оформления результатов;
12) предзащита проектов;
13) корректировка проектов с учетом замечаний;
14) формирование групп рецензентов, оппонентов и экспертов;
15) этап подготовки к публичной защите проектных работ;
16) генеральная репетиция публичной защиты;
17) совещание лиц, которые ответственны за мероприятия;
18) итоговый этап – публичная защита проектов;
19) итоги, анализ выполненной работы;
20) заключительный этап – благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Главный элемент проектной деятельности в начальной школе – это интеллектуальный поиск. Ее важнейшей частью является стадия мысленного решения стоящей перед учащимся задачи.
Исследователи характеризуют метод проекта на следующие виды:
• личностно -ориентированный;
• обучающий взаимодействию и деятельности в группе;
• развивающий такие умения, как самопрезентации, самовыражения и рефлексии;
• формирующий самостоятельность в мыслительной, практической и волевой сферах;
• воспитывающий ответственность, инициативность, целеустремленность и творческое отношение к делу;
• интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
• сберегающий здоровье.
В результате, можно сказать, что проектная деятельность обязательна для учащихся начальной школы. Участие в проектной деятельности способствует знакомству детям с насущными вопросами и проблемами современного социума. В процессе проектной работы ученики усваивают новую информацию, которая связана с обычаями, культурой, особенностями жизни других народов и прочее. Участие родителей в проектной работе сказывается исключительно положительно как на качестве проектов, так и на внутрисемейном климате.
Список литературы
1. Гаврилин А.М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007. – 68 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. – Москва: Интор, 1996. – 544 с.
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
5. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 224 с.
Ратынская В.В. Методические подходы к требованию проектирования в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся. Она имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата деятельности. Обязательное условие проектной деятельности – это наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Для детей начальной школы необходимо при организации проектной деятельности учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Если говорить конкретно, то тема работы выбирается строго из содержания учебных предметов или же близких к ним. Проблема проекта, которая обеспечит самостоятельное включение ребенка в работу, должна соответствовать познавательным интересам ученика. Сроки выполнения проектной работы уместно ограничить 1-2 неделями как урочными, так и внеурочными занятиями. В процессе работы над темой полезно организовывать для учеников экскурсии, прогулки, работу с различными текстовыми источниками и др.
Начиная со 2-го класса у детей формируются элементы проектной деятельности, сюда относится формулирование вопросов, целеполагание, планирование действий и прочее. Уже в 3-ем классе начиная со 2-го полугодия есть возможность проведение одного проекта, а в 4-ом классе можно проводить до двух проектов. Если ребенок заинтересован в работе, то проектную деятельность можно проводить в урочное время.
Очень важно при помощи различных проектов целенаправленно организовывать учебный процесс и учитывать такие аспекты, как удовлетворение потребностей учащихся, исключать психологическое насилие, формировать комфортные доверительные отношения между участниками образовательной среды.
Отметим аспекты методического планирования проектной деятельности в начальной школе:
1) установочное занятие – здесь обозначаются цели и задачи проектных работ, также основной замысел, тематика и результат проектов;
2) подготовка информации о проектной работе;
3) письменные рекомендаций будущим авторам – это конкретные темы и требования, сроки выполнения и др.;
4) проведение консультации по выбору темы проектов, а также формулирование идеи;
5) создание проектных групп;
6) обсуждение в группе идей намечающихся проектов и составление индивидуальных планов работы;
7) одобрение тематики проектов, планов работы;
8) этап поиска информации;
9) промежуточные отчеты учащихся;
10) консультации по содержанию, правилам оформления проектов;
11) этап оформления результатов;
12) предзащита проектов;
13) корректировка проектов с учетом замечаний;
14) формирование групп рецензентов, оппонентов и экспертов;
15) этап подготовки к публичной защите проектных работ;
16) генеральная репетиция публичной защиты;
17) совещание лиц, которые ответственны за мероприятия;
18) итоговый этап – публичная защита проектов;
19) итоги, анализ выполненной работы;
20) заключительный этап – благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Главный элемент проектной деятельности в начальной школе – это интеллектуальный поиск. Ее важнейшей частью является стадия мысленного решения стоящей перед учащимся задачи.
Исследователи характеризуют метод проекта на следующие виды:
• личностно -ориентированный;
• обучающий взаимодействию и деятельности в группе;
• развивающий такие умения, как самопрезентации, самовыражения и рефлексии;
• формирующий самостоятельность в мыслительной, практической и волевой сферах;
• воспитывающий ответственность, инициативность, целеустремленность и творческое отношение к делу;
• интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
• сберегающий здоровье.
В результате, можно сказать, что проектная деятельность обязательна для учащихся начальной школы. Участие в проектной деятельности способствует знакомству детям с насущными вопросами и проблемами современного социума. В процессе проектной работы ученики усваивают новую информацию, которая связана с обычаями, культурой, особенностями жизни других народов и прочее. Участие родителей в проектной работе сказывается исключительно положительно как на качестве проектов, так и на внутрисемейном климате.
Список литературы
1. Гаврилин А.М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007. – 68 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. – Москва: Интор, 1996. – 544 с.
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
5. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 224 с.