НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ткач И.А. Инновационные приёмы и методы для развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Ткач И.А. Инновационные приёмы и методы для развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Разучивание песни

По теории И.П. Павлова и его учеников, в процессе развития навыков (в том числе и вокальных) можно выделить три фазы (этапа) работы над песней.

В первой фазе обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением.

Во второй фазе начинается разучивание песни.

В третьей фазе на занятиях систематически повторяются выученные песни.

Музыкальный руководитель воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшения шума на занятии, тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

При выборе музыкального материала я, прежде всего, учитываю физиологические характеристики ребёнка. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной резонатор (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной резонатор. Поэтому детский голос несильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание.

Диапазон (объем голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольника очень небольшой:

2 - 3 года ----------- «ми» - «ля»

3 - 4 года ----------- «ре» - «ля»

4 - 5 лет ----------- «ре» - «си»

5 - 6 лет ----------- «ре» - «си» («до» 2-ой октавы)

6 - 7 лет ----------- («до») «ре» - «до» 2-ой октавы

(«до») «ре» - «до»-2-ой октавы («до диез»-«ре»-2-ой октавы)

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей смогли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду.

При показе новой песни я учитываю, какую информацию она несёт детям. Если это песня о времени года, то я начинаю с беседы о том, какое сейчас время года, каковы его признаки. Затем предлагаю детям внимательно прослушать исполнение песни и сказать, какие из перечисленных признаков они услышали в тексте песни. Это активизирует внимание детей и придает им уверенности в себе, в своих знаниях, т.к., оказывается, они знают то же что и автор текста. Дети подготовительной группы, а иногда и старшей группы стараются предавать узнанные ими признаки фразами (цитатами) из текста, что способствует развитию памяти.

Если это песни – сценки, т.е. яркое отображение какого-либо события, то я начинаю с выразительного прочтения текста, что тоже позволяет привлечь внимание детей. Здесь используются не только выразительные особенности голоса, но и мимика, и жесты. И затем, при прослушивании самой песни, дети ярче представляют себе отображенные в ней действия, образы, события.

Если это песни повествовательного характера, я исполняю эту песню, а затем мы беседуем с детьми о красоте мелодии, о том, какое настроение создает эта песня, какой бы краской они нарисовали рисунок к ней. При разучивании песни я показываю детям отдельную музыкальную фразу сразу с текстом, так что разучивание мелодии идет параллельно с заучиванием текста.

В обязательном порядке я использую показ мелодии ручными знаками, т.е. её движение вверх, вниз, скачок вверх, скачок вниз, движение мелодии на одной ноте. При этом я часто отталкиваюсь от текста, объясняя этим почему мелодия пошла вверх или вниз и т.д. Тогда дети, уже владеющие своим голосом, осознанно все повторяют и запоминают мелодии. Иногда, когда текст не дает такой возможности, использую другие образные сравнения.

Для того, чтобы дети направляли свой голосок вверх, они должны физически почувствовать, как их голос потянулся вверх, а для этого я прошу их представить как они чашечку с нижней полочки переставили на самую верхнюю, привстав на носочки. И это помогает.

При движении мелодии через ступень, две или больше, мы представляем, как белка прыгает по веткам, забираясь всё выше к своему дуплу, и т.п.

Младшие дети вначале неосознанно повторяют мои движения рукой, а чем старше они становятся - эти движения им помогают, т.к. они понимают, что они делают. Чтобы добиться хорошего связного исполнения фразы, я сравниваю непрерывное движение мелодии с льющейся струйкой воды из чашечки, или непрерывной линией, которую мы ведем карандашом или кисточкой.

При работе в песне над дыханием, нюансами, темпом я обращаю внимание на фразировку. Дети должны понимать, что они поют, где главное слово во фразе, куда вести мелодию, где требуется смысловая остановка – цезура. И когда дети все поняли - у нас все получается. Они сами чувствуют куда, к какому слову надо привести мелодию, где замедлить, остановиться, вздохнуть, вступить.

Много внимания я уделяю работе над дикцией, использую текст разучиваемых песен. Добиваюсь активной артикуляции губ, а, следовательно, становится понятнее текст, который произносится и пропевается. Играем с детьми в игру «Угадай звук (букву) » - я одними губами произношу гласный звук, дети определяют. Объясняю и показываю, что чем выше звук, тем шире открывается ротик и активнее губы, тем чище, яснее и громче звук. А вялые, еле открытые губы дают неуверенное пение, нечистую интонацию.

Я стараюсь привить детям академическую манеру пения, т.е. пения «закрытым» звуком. Показываю разницу «открытого» или «белого» звука и «закрытого», т.е., как тот или иной звук воспроизводится, как меняется характер звучания (резкость, мягкость), а потом, прикрыв рот листом бумаги, прошу определить каким приемом я спела тот или иной звук, слово, фразу. Дети очень чутко все улавливают.

В песнях с быстрым темпом я отдельно работаю над текстом. Мы учимся произносить текст в разном темпе, начиная с медленного, очень активными губами и постепенно ускоряя … Часто, чтобы закрепить знание текста и если в песне сложный ритмический рисунок или смена ритма или размера, я произношу текст сама, а затем с детьми с тем же ритмическим рисунком, что и в песне. Это не только способствует заучиванию текста и ритма песни, но и развивает чувство ритма.

На заключительном этапе работы над песней - её характером, я объясняю и показываю детям, как меняется окраска звука, а, следовательно, весь характер и настроение песни от выражения нашего лица, от нашего настроения. Как улыбка делает звук светлей и ярче. Как при слове «ласково» - звук у детей становится нежнѐй, чище, точней.

С младшей группы я приучаю детей к дирижерскому жесту: внимание, взять дыхание, вступить, снять, усилить или уменьшить звук, замедлить, ускорить. И уже к подготовительной группе дети очень внимательны и сразу реагируют на руку. В своей работе я использую такой прием, как музыкальная импровизация. Дети пропевают свое приветствие ко мне, вместе и каждый в отдельности и также прощаются, пропевают свои имена и т.п. Использую пение песни «по цепочке», с солистом или группой солистов. Детям это очень нравится, это активизирует внимание и заставляет их стремиться к лучшим результатам. Также я использую тематические музыкальные занятия, т.е. либо все занятие посвящено пению, либо - движению. Это способствует большей сосредоточенности детей и работы, и позволяет добиться лучших и ощутимых результатов.

Как показал опыт моей работы в нашем учреждении, в результате углубленной работы по пению к подготовительной группе дети уже владеют навыками вокальной культуры, любят петь, проявляют интерес к хоровому пению, активно участвуют в творческом процессе. Они не боятся выступать, с удовольствием поют везде и песня является главным «зачинщиком» в их любом начинании. Они учатся реально воспринимать окружающий мир и органично вливаться в него.
2023