Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Долгополова А. А., Есакова А. В., Сидорова Н. Б. Включение элементов робототехники на уроках технологии через проектную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

ФГОС устанавливает стандарт образованного человека XXI века и тем самым, определяет содержание, организационные формы и технологический инструментарий для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС состоит в том, что целью обучения уже не является только усвоение знаний, умений, навыков. На современном этапе основная цель обучения - формирование умения учиться (Янушевский В.Н., 2015).
Современный ученик должен обладать множеством умений: ориентироваться в нестандартных ситуациях, ставить перед собой цель и достигать её по выработанному самостоятельно плану, владеть современными технологиями.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Этот механизм компетентностного подхода хорошо моделируется внедрением курса робототехники в образовательный процесс.
Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов-роботов. Она направлена на популяризацию научно - технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой (Попова Т. Г., 2015).
Использование метода проектов позволяет развивать познавательные и творческие навыки учащихся при разработке работ с элементами робототехники. Самостоятельная работа над проектом дисциплинирует ребят, заставляет мыслить критически и дает возможность каждому учащемуся определить свою роль в команде. Работа над проектом разработки модели робота предполагает два взаимосвязанных направления: конструирование и программирование, таким образом, учащийся имеет возможность самостоятельного выбора сферы деятельности.
Метод проектов - интегративная образовательная технология, позволяющая компенсировать многие недостатки традиционного школьного образования и обогащающая образовательный процесс современным методическим инструментарием (Янушевский В.Н., 2015).
В дословном переводе значение слова проект - «брошенный вперед». В последние годы проектная деятельность реализуется в образовании, в экономике, в социальной, художественной и просветительской сферах.
Учебный проект - это разновидность проблемно - поискового метода обучения. По Янушевскому В. Н., метод проектов это - такая форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта, или создания нового общественно-образовательного института.
Цитируя доктора педагогических наук, профессора Полат Евгению Семеновну, метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов дает возможность мотивировать ученика на самостоятельную деятельность, которая основана на теоретической проработке и практической реализации школьниками решения практико-ориентированных задач (проблем); получая в результате новый продукт. Реализуя проект, учащийся опирается на индивидуальный план работы, следуя этапам проекта.
Основным этапом проекта является мотивация и формирование интереса к выбранной теме. Следующим обязательным этапом работы над проектом является целеполагание (предварительная разработка темы проекта и собственных возможностей его выполнения). Затем осуществляется планирование этапов проекта, сбор данных и их предварительная обработка. Далее идет выбор основных алгоритмов окончательной обработки материалов и выполнение содержательной части проекта. На завершающем этапе проекта проходит рефлексия, оценка и коррекция работы.
Каждый этап проектной технологии способствует формированию той или иной совокупности ключевых компетенций. В целом проектная деятельность позволяет школьнику на фоне положительной мотивации узнавать не только теоретические знания, но и осваивать предметные (практические), а так же проектные умения (Ступницкая М. А., 2008).
В нашей педагогической практике в течение всего периода изучения предмета «Технология», школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Любой проект обязательно выполняется под нашим руководством и с нашей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
Роль учителя при организации проектной работы школьников – быть партнером в обучении. Самообучение происходит в процессе деятельности. Такой психолого–педагогический подход, получивший развитие в русле гуманистической образовательной концепции, принято называть личностно–деятельностным. Личностно–деятельностный подход принципиально важен для организации проектной работы школьников (Абрамова С. В., 2011).
В образовательной области «Технология» при выполнении проектов нами используются элементы робототехники. Например, в пятом классе выполняется проект «Планирование кухни – столовой» (при выполнении этого проекта девочки занимаются конструированием, макетированием и 3D моделированием кухни). Это является подготовительным этапом к изучению робототехники. В шестом классе при изучении раздела «Художественные ремесла» девочки знакомятся с вязальными станками с ЧПУ, при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов», узнают способы использованием роботов на производстве. В седьмом классе выполняем проект «Умный дом» в рамках этого проекта проводим интегрированный урок совместно с мальчиками по теме «Освещение жилого помещения». На этом уроке учащиеся собирают электрические схемы (конструктор Arduino), которые позволяют управлять яркостью света. В разделе «Создание изделие из текстильных материалов» девочки знакомятся с программой NanoCad, которая используется для построения чертежа. При изучении темы «Производство текстильных материалов» девочки знакомятся с автоматизированными и роботизированными производственными процессами. В 8 классе изучая раздел «Профессиональное самоопределение» знакомим с «Атласом новых профессий». Из которого дети узнают что: навык системного мышления понадобится в 96% профессий будущего, программирование и робототехника – в 60%, навык межотраслевой коммуникации – в 58%. Эти знания учащиеся могут использовать при профессиональном самоопределении.
На уроке технологии у мальчиков так же включены основы робототехники. С 5 по 8 класс в разделе «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученики знакомятся со станками с ЧПУ, для обработки древесины и металла. В пятом и восьмом классе изучается раздел «Электротехнические работы», в нем электрические схемы собираются с помощью набора Arduino. Практические навыки конструирования, которые необходимы при изучении робототехники дети получают при изучении раздела «Элементы техники». Полученные теоретические навыки по основам робототехники используем на практике при выполнении проектов по основным разделам программы.
Полученные на уроках знания по технологии и основам робототехники, демонстрируем при выполнении и защите индивидуальных итоговых проектов в восьмом классе, а так же выставках технического творчества и олимпиадах.
В процессе работы над проектом проводим индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности. В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.
Таким образом проектная деятельность – дает учащимся возможность применить свои знания по робототехнике на практике, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Используемая литература:
1.       Абрамова С. В. Проектная работа старшеклассников. Москва: Просвещение, 2011. С. 5.
2.       Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Ярославль: Академия, 2008. 256 с.
3.       Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; Библиотечно-информационный центр; сост. Т. Г. Попова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. – 70 с.
4.       Янушевский В. Н. Методика организации проектной деятельности 5- 9 классы. Москва: Владос, 2015. с. 4.
2021