Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
Дифференциация - это форма обучения при которой учитываются склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление дифференцированного обучения не снижает общего базового уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
Дифференцированный подход в обучении это форма организация учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по уровню национального состава класса, по степени владения русским языком. Каждая группа получает задания разного характера, не одинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать пищу для развития каждой группы учащихся. Деление на группы, не является постоянным: для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Дифференцированный подход не отменяет единств преподаваний и знания, умения и навыкам учащихся.
При дифференцированном обучении основное внимание надо уделять дифференциации помощи им при выполнении одинаковых для всего класса учебных заданий. Это позволит предупредить проявление пробелов в знаниях, умениях и навыках. Дифференцированное обучение имеет следующие признаки:
1. Действует эффективно в рамках целостного учебного процесса.
2. Предполагает учёт типичных способностей детей.
3. Обязательно учитывать возраст и пол ребёнка
4. Обеспечивает минимальную активность в учебном процессе.
5. Предполагает постоянное развитие самостоятельности и активности ребёнка в учебном процессе.
Целевые ориентации дифференцированного обучения.
- обучение каждого на уровне его возможности и способностей
- адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в совершенной педагогике однозначной оценки, в ней имеются наряды с положительными и некоторые отрицательные аспекты. У учителя появляется возможность помочь слабому уделять внимание сильному. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующихся к общественным нормам.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:
- деление детей по уровню развития негуманно
-высвечивается социально-экономическое неравенство.
Несовершенство диагносте приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
С целью выяснения отношения учащихся к дифференцированному обучению я провела беседу с обучающимися 3 «б» класса СП (о) Ш № 85 (количество опрошенных 18).
В беседе были заданы вопросы:
- Какие виды учебной работы тебе нравятся на уроке?
- Нравится ли тебе выполнять задания у доски?
- Нравится ли работать самостоятельно по учебнику.
- Как ты относишься к заданиям на карточках, нравится ли тебе их выполнять.
- Нравится ли тебе работа, когда учитель работает вместе со всем классом, устно задавая вопросы вам.
В результате беседы было выяснено, что многим детям нравятся по 2-3 вида работы на уроке. Больше всего учащимся нравится работать индивидуально у доски.
Из 18 учащихся 10 хорошо относятся к этому виду работы. 9 положительных ответов было адресовано фронтальному виду работы и самостоятельной работе на месте по учебнику.
5 ученикам нравится выполнять задания по карточкам. По данным ответов можно сделать вывод о том, что уч-ся нравится работать индивидуально у доски под руководством учителя.
Именно в этот момент и происходит взаимодействие учителя непосредственно с учеником, и учитель может учитывать способности, возможности и уровень работоспособности ученика, выявить пробелы в знаниях учащихся, а также помочь ему разобраться в наиболее трудных вопросах для данного ребёнка.
На моих уроках я заметила, что дети с большим желанием стремятся работать у доски, т. к. у доски ученик полностью мобилизует своё внимание и выполняет задание с большим старанием.
Положительное отношение к фронтальному виду работы проявилось у учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости, т. к. эти ученики могут быстро осмыслить вопрос учителя они воспринимают поверхностно, неполно.
Дифференцированный подход к учащимся в данном классе учитель реализует через работу с карточками.
Виды дифференцированного обучения на уроках в начальных классах:
1. Групповая работа-основана на принципах дифференциации при правильном педагогическом руководстве и управлении. Эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и также роль. Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь её решения, реализовать их на практике и на конец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Главные цели групповой формы дифференциации обеспечивания активности учебного процесса.
Особенности организации урока
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач:
- каждая группа получает определённое задание и выполняет их под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняется таким способом, который позволяет учителю учитывать и оценивать индивидуальный взгляд каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Дифференцированная групповая работа предполагает выполнение различных заданий разными группами.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение участниками группы хода и результатов работы, обращение за светом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка и выполнение группового задания
2) Инструктаж о последовательности работы
3) Раздача дидактического материала по группам
2. Групповая работа.
1) знакомство с материалами, планированием работы в группе.
2) распределение заданий внутри группы
3) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3. Заключительная часть.-Сообщения о результатах работы в группах
-Общий вывод о групповой работе и достижении задачи на тему.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции, контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы, оказывает помощь отдельным ученикам. Своеобразной разновидностью групповых занятий является групповой опрос, который проводится после завершения определённого раздела программы.
Групповая работа в нашей школьной практике может применяться в 3-м и 2-м классе.
В качестве начальной ступени групповой работы можно применять работу в паре по парте.
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998 г.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990 г.
3. Фирсов В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов. - М., 1994
Дифференциация - это форма обучения при которой учитываются склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление дифференцированного обучения не снижает общего базового уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
Дифференцированный подход в обучении это форма организация учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по уровню национального состава класса, по степени владения русским языком. Каждая группа получает задания разного характера, не одинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать пищу для развития каждой группы учащихся. Деление на группы, не является постоянным: для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Дифференцированный подход не отменяет единств преподаваний и знания, умения и навыкам учащихся.
При дифференцированном обучении основное внимание надо уделять дифференциации помощи им при выполнении одинаковых для всего класса учебных заданий. Это позволит предупредить проявление пробелов в знаниях, умениях и навыках. Дифференцированное обучение имеет следующие признаки:
1. Действует эффективно в рамках целостного учебного процесса.
2. Предполагает учёт типичных способностей детей.
3. Обязательно учитывать возраст и пол ребёнка
4. Обеспечивает минимальную активность в учебном процессе.
5. Предполагает постоянное развитие самостоятельности и активности ребёнка в учебном процессе.
Целевые ориентации дифференцированного обучения.
- обучение каждого на уровне его возможности и способностей
- адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в совершенной педагогике однозначной оценки, в ней имеются наряды с положительными и некоторые отрицательные аспекты. У учителя появляется возможность помочь слабому уделять внимание сильному. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующихся к общественным нормам.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:
- деление детей по уровню развития негуманно
-высвечивается социально-экономическое неравенство.
Несовершенство диагносте приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
С целью выяснения отношения учащихся к дифференцированному обучению я провела беседу с обучающимися 3 «б» класса СП (о) Ш № 85 (количество опрошенных 18).
В беседе были заданы вопросы:
- Какие виды учебной работы тебе нравятся на уроке?
- Нравится ли тебе выполнять задания у доски?
- Нравится ли работать самостоятельно по учебнику.
- Как ты относишься к заданиям на карточках, нравится ли тебе их выполнять.
- Нравится ли тебе работа, когда учитель работает вместе со всем классом, устно задавая вопросы вам.
В результате беседы было выяснено, что многим детям нравятся по 2-3 вида работы на уроке. Больше всего учащимся нравится работать индивидуально у доски.
Из 18 учащихся 10 хорошо относятся к этому виду работы. 9 положительных ответов было адресовано фронтальному виду работы и самостоятельной работе на месте по учебнику.
5 ученикам нравится выполнять задания по карточкам. По данным ответов можно сделать вывод о том, что уч-ся нравится работать индивидуально у доски под руководством учителя.
Именно в этот момент и происходит взаимодействие учителя непосредственно с учеником, и учитель может учитывать способности, возможности и уровень работоспособности ученика, выявить пробелы в знаниях учащихся, а также помочь ему разобраться в наиболее трудных вопросах для данного ребёнка.
На моих уроках я заметила, что дети с большим желанием стремятся работать у доски, т. к. у доски ученик полностью мобилизует своё внимание и выполняет задание с большим старанием.
Положительное отношение к фронтальному виду работы проявилось у учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости, т. к. эти ученики могут быстро осмыслить вопрос учителя они воспринимают поверхностно, неполно.
Дифференцированный подход к учащимся в данном классе учитель реализует через работу с карточками.
Виды дифференцированного обучения на уроках в начальных классах:
1. Групповая работа-основана на принципах дифференциации при правильном педагогическом руководстве и управлении. Эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и также роль. Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь её решения, реализовать их на практике и на конец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Главные цели групповой формы дифференциации обеспечивания активности учебного процесса.
Особенности организации урока
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач:
- каждая группа получает определённое задание и выполняет их под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняется таким способом, который позволяет учителю учитывать и оценивать индивидуальный взгляд каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Дифференцированная групповая работа предполагает выполнение различных заданий разными группами.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение участниками группы хода и результатов работы, обращение за светом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка и выполнение группового задания
2) Инструктаж о последовательности работы
3) Раздача дидактического материала по группам
2. Групповая работа.
1) знакомство с материалами, планированием работы в группе.
2) распределение заданий внутри группы
3) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3. Заключительная часть.-Сообщения о результатах работы в группах
-Общий вывод о групповой работе и достижении задачи на тему.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции, контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы, оказывает помощь отдельным ученикам. Своеобразной разновидностью групповых занятий является групповой опрос, который проводится после завершения определённого раздела программы.
Групповая работа в нашей школьной практике может применяться в 3-м и 2-м классе.
В качестве начальной ступени групповой работы можно применять работу в паре по парте.
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998 г.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990 г.
3. Фирсов В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов. - М., 1994