НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Юдина Е.А. Развитие детского творчества посредством лепки из соленого теста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Творческие личности, нестандартно мыслящие люди были нужны всегда, так как именно они определяют прогресс человечества. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы, поскольку именно дошкольное детство является самым благоприятным периодом для развития формирования творческой личности.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. В. Г. Злотников в своём исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно - практической действительностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства». Что же представляет собой изобразительное творчество дошкольника? Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений) не может. И тем не менее детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, лепя, вырезая и наклеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
Наиболее эффективное средство для формирования творческой личности – изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельностями, где каждый ребенок может проявить себя,.как.творческая.личность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, воображение, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Работа с пластичными материалами повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. В. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире творческо-экспериментальное поле для детской деятельности.
В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал, легко смывается водой и не оставляет следов, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые прекрасно знают тягу детей попробовать все «на зубок» и здесь материал показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен. Его можно замесить в любое подходящее время. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. Готовые изделия можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе. Дети получают широкие возможности для творчества при раскрашивании своих работ красками. Если покрыть лаком – маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться достаточно долго. С готовыми изделиями можно играть, дарить их, украшать интерьер. Солёное тесто хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Основной целью обучения лепки из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.
На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Если рассматривать лепку из солёного теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что ребёнок не может передать словами, он выражает в своем творчестве. Любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества.
Тестопластика выполняет следующие функции:
Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Виды, способы приёмы лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина.
В работе с детьми используют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия. Основные задачи при обучении сюжетной лепке: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное, использовать различные приёмы лепки.
Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши). Декоративная лепка позволяет учить детей сначала обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, продумать форму предмета и роспись. Работа над декоративной пластикой учит детей обращению с инструментом, различными приемами лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства.
Лепка из теста даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную, но при этом самую развивающую и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Конструктивный способ. Наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из отдельных частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.
Скульптурный способ. Лепка из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.
Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали – конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой – позволяет ребенку достичь выразительности образа.
Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.
Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:
– барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;
– горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
– контррельеф – изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.
Лепка на форме. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные форм – банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. В этом случае все усилия и внимание направлены на тонкую оформительскую работу.
Модульная лепка. Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. Детали (модули) могут быть в виде шариков, валиков, дисков, бесформенных комочков. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть техническими приемами в лепки, такими как: сминание, отщипывание, защипывание края, прижимание, скатывание и раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединение, вытягивание, оттягивание части от основной формы, расплющивание, сглаживание поверхности формы, примазывание, вдавливание для получения полой формы, процарапывание.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали из природного и бросового материала, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, обрабатывая изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность.
Лепка позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности. На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.
Составление лепных композиций из соленого теста развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует.
На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Ребенок - это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является наставником в формировании его творчества.

Библиографический список

1. Кискальт, И. Соленое тесто: увлекательное моделирование / И.Кискальт. – Профиздат, 2002. – 75с.
2. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем / И.А.Лыкова. – Ярославль, 2004. – 112с.
3. Халезова, Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Н.Б.Халезова. – М.: Дрофа, 2005. – 164с.
iudina.ieliena@mail.ru, 8-987-962-41-52
2018