Леженникова М.Р. Современные подходы функциональной грамотности младших школьников на уроках ОРКСЭ
Библиографическое описание: Леженникова М.Р. Современные подходы функциональной грамотности младших школьников на уроках ОРКСЭ // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Функциональная грамотность играет важную роль в формировании у детей навыков коммуникации, понимания текстов и умения использовать язык для достижения конкретных целей. На уроках обучения русскому языку и литературе в младших классах ОРКСЭ (общеобразовательная рабочая карта с элементами диагностики) акцент делается именно на развитие функциональной грамотности.
Современные подходы к функциональной грамотности учитывают не только умение правильно строить предложения и понимать текст, но и способность использовать язык для общения, решения задач и выражения своих мыслей. Важно, чтобы дети не только умели читать и писать, но и понимали, как использовать язык в различных ситуациях.
На уроках ОРКСЭ младшие школьники изучают различные типы текстов, анализируют их структуру, выделяют основные идеи и учатся выражать свои мысли в письменной форме. Также большое внимание уделяется устной речи, развитию навыков общения и аргументации своей точки зрения.
Важным аспектом современных подходов к функциональной грамотности является интеграция этого предмета с другими областями знаний. Например, на уроках литературы дети изучают не только тексты классических произведений, но и анализируют рекламные объявления, новостные статьи или интернет-ресурсы. Это помогает им лучше понимать разнообразие текстовых форматов и уметь работать с ними.
Современные подходы к функциональной грамотности также предполагают использование интерактивных методик обучения, игр и проектной работы. Это помогает детям лучше усваивать материал, развивать творческое мышление и учиться применять полученные знания на практике.
Примеры современных подходов к функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ могут включать использование интерактивных игр и проектной работы. Например, учитель может организовать игровую деятельность, где дети будут создавать свои собственные рекламные объявления или новостные статьи, используя изученные на уроке текстовые приемы. Это поможет им лучше понять, как работают различные типы текстов и как использовать их для конкретных целей.
Другим примером может быть проектная работа, где ученики будут анализировать различные интернет-ресурсы и создавать свои собственные веб-страницы или блоги. Это поможет им развить навыки работы с различными форматами текстов и умение адаптировать свою речь под аудиторию.
Методика внедрения таких подходов может включать в себя использование современных технологий, таких как компьютеры, интерактивные доски и программное обеспечение для создания текстовых материалов. Учитель может также организовать групповые проекты, где дети будут работать вместе над созданием текстовых материалов и обсуждать их в рамках класса.
Нужно обеспечить возможность для самостоятельной работы и творчества учащихся, чтобы они могли применить полученные знания на практике и развить свои навыки коммуникации и аргументации своих мыслей.
Эффективность такой методики состоит в том, что она позволяет учащимся применять свои знания на практике и развивать навыки функциональной грамотности через активное участие в интерактивных играх и проектной работе. Это помогает им лучше понять, как использовать текстовые приемы для конкретных целей и адаптировать свою речь под аудиторию.
Такие методы также способствуют развитию коммуникативных навыков учеников, поскольку они должны будут обсуждать и аргументировать свои мысли в рамках групповых проектов. Использование современных технологий также делает уроки более интересными и привлекательными для учащихся, что способствует их активному участию и усвоению материала.
Исходя из этого, подходы к функциональной грамотности, основанные на интерактивных играх и проектной работе, могут быть эффективными в развитии навыков работы с текстом, коммуникации и адаптации речи под различные цели и аудитории.
Таким образом, современные подходы к функциональной грамотности младших школьников на уроках ОРКСЭ направлены на развитие не только навыков чтения и письма, но и умения использовать язык для достижения конкретных целей. Это помогает детям успешно адаптироваться в современном информационном обществе и эффективно общаться на различных уровнях.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. A.A. Леонтьева. М.: Баласс: Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
3. Пронина Е.П. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход / Е.П. Пронина, Г.Н. Тулузакова. Самара: Изд-во СГПУ, 2009. 192 с.
4. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». - М., 2017. - 64 с.
5. Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. С. 35.
6. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD, 2019 OECD Publishing, Paris. 308 р. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en. (дата обращения 02.12.2023).