НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Белова Г.С. Использование моделей в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Актуальность проблемы

В настоящее время изучению проблемы развития речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде речевых способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.
Важную роль в развитии связной речи играет пересказ, так как по сути своей пересказ – это упражнение, выполняемое по образцу. А данный вид упражнений, лежит в основе овладения любым умением и освоения любого навыка.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказу детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М.Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
На сегодняшний день в науке достаточно полно представлен анализ особенностей овладения связной речью детьми. Но в дошкольных образовательных учреждениях не уделяют должного внимания развитию связной речи через обучения пересказу с использованием моделей, а отсутствие системы в работе воспитателя может привести к появлению недостатков в развитии связной речи у детей.
Использование высокохудожественных текстов детской литературы с опорой на модели позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка», внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, а использование моделей дает возможность хорошо запомнить последовательность событий и действий сюжета произведения, что особенно важно в работе с детьми. Пересказ с опорой на наглядность в данном случае выступает одним из основных методов развития связной речи дошкольников и является основой для последующей работы в данном направлении.
Исходя из актуальности проблемы можно выделить:
Цель проекта: определить эффективность использования пересказа литературных произведений с использованием моделей в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект проекта: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: процесс развития монологической речи детей 5-6 лет средствами пересказа литературных произведений с использованием моделей.
В данном исследовании мы исходим из следующей гипотезы: эффективному развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста будет способствовать соблюдение следующих условий:
- систематическое использование пересказа литературных произведений в рамках организованной образовательной деятельности и вне её;
- сопровождение наглядными схемами и моделями пересказа литературных произведений;
- использование различных форм проведения занятий по пересказу: фронтально, по подгруппам, индивидуально;
- введение игр и упражнений на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала;
- проведение занятий по обучению пересказу в соответствии с дидактическими принципами обучения: с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сознательности, систематичности, последовательности, доступности и др.;
- осуществление методических приемов работы с детьми: педагогического контроля за речью детей, образца речи взрослого, отраженной речи, совместного речевого действия, усиленного артикулирования нового слова и др.
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научно - психолого – педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи детей дошкольного возраста;
2. Определить уровень сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностических методик.
3. Составить проект педагогической работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста при пересказе литературных произведений с использованием моделей и реализовать его на практике.
4. Проанализировать, систематизировать, обобщить полученные результаты исследования.
В процессе работы над изучением проблемы развития монологической речи использовались следующие методы исследования:
·                                  наблюдение за деятельностью детей;
·                                  беседа с логопедом, воспитателем;
·                                  беседа с детьми;
·                                  изучение медико-психолого-педагогической документации.
·                                  методы качественного и количественного анализа.
В проекте предполагается не только глубоко изучить теоретическое обоснование вопроса, передовой педагогический опыт по проблеме развития монологической речи, но и провести психолого-педагогическое обследование в группе детей старшего дошкольного возраста, выявить эффективность реализации проекта педагогической работы, направленного на развитие монологической речи ребенка дошкольного возраста.

Теоретические основы проекта

Глухов В. П. утверждал, что монолог - это речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности и пр. Леонтьев А. А. отмечал: «Монологическая речь - это развернутый, организованный, произвольный вид речи». Развернутость требует от говорящего не только называть предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь «монолог» как целое.
Бородич А. М. рассматривает связную монологическую речь, как смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические значения используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Характеристики связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современно лингвистической и специальной методической литературы. Глухов В. П., применительно к различным видам развернутых высказываний, связную речь определяет как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность (Сохин Ф. А., Тихеева Е. И., Гербова В. В., Соловьева О. И. и другие).
Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.).
Применение всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому для решения задач по формированию связной речи ребенка, должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинского, Л. Н. Толстого). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Э.Я. Коротковой, А.М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают знание пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Значительная часть детей затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в их языковом оформлении.
Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл, неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи. В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания детей отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
О степени понимания текста можно судить по различным факторам: на основании воспроизведения детьми текста в виде пересказа, на основании их ответов на вопросы, касающиеся содержания текста и т.п.
Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
Существуют разные виды пересказа:
-                 подробный или близкий к тексту;
-                 краткий или сжатый;
-                 выборочный;
-                 с перестройкой текста;
-                 с творческим дополнением;
В детских садах используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержание прочитанного, усвоения логики и структуры образца его языка.
Обучать детей пересказу можно тогда, когда они уже овладеют фразовой развернутой речью, научаться слушать и понимать содержание текста, а также когда хотят рассказывать о том, что им прочитали.
Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление.
При подборе текстов для пересказа особенно важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности ребенка. Тексты должны быть просты, доступны по своему содержанию и построению, иметь четко выраженный сюжет, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по формированию навыка пересказа с использованием моделей предполагает формирование следующих умений:
·           усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
·           формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
·           передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: предметные, предметно-схематические и графические.
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.
3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвета; формы; величины; действия.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах детской деятельности, так как у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
IV этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
V этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VI этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме
Существует традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами: Сохин Ф.А. и Бородич А.М.
Данную методику можно передать в следующей схеме 1.1

Последовательность

Приемы


Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения




Первичное чтение (опускается, если произведение знакомо)

Вторичное чтение

Беседа

Чтение с установкой на запоминание и пересказ

Пересказы детей



Вопросы

Образец чтения
Упражнение
Объяснение, указание
Показ наглядного материала
Обращение к опытудетей
Отраженный пересказ
Подсказ слова, фразы
Моделирование
Сопряженный пересказ















Особое внимание обучению пересказу по традиционной методике уделяла Дементьева А.М.
В самом начале обучения пересказу она рекомендует широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагает использовать подсказ. Помимо традиционных приемов работы по подготовке к пересказыванию, можно выделить ряд нетрадиционных подходов к этой теме у детей с нормальным речевым развитием.
Жукова О.В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
·           геометрические фигуры;
·           символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
·           планы и условные обозначения, используемые в них;
·           контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения при обучении пересказу рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.
Автор отмечает, что работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:
·           усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур;
·           упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применение полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
·           развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
Взяв за основу методику автора Глухова В.П., группа авторов в составе Лебедевой Л.В., Козиной И.В. разработала учебно-методическое пособие по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.
В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы 1.2.

Моделирование рассказа с помощью графических схем
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем

Предварительная работа


Подготовка к восприятию текста

Чтение рассказа

Содержательный и языковой разбор текста

Лексико-грамматические упражнения по тексту

Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ

Подведение итогов занятия

Задание воспитателям
Организационный момент

























Схема 1.2 - Структура занятия по обучения детей пересказу

текста художественной литературы с опорой на графические схемы

(Глухов В.П., Лебедева Л.В., Козина И.В.)

Изучив опыт работы разных авторов по обучению детей пересказу можно сделать вывод:
·           традиционная методика, больше опирается на вербальное озвучивание текста пересказа, хотя не исключает использование иллюстраций к произведению как прием работы;
·           методика автора Воробьевой В.К. предполагает работу по пересказу с использованием картинно-графического плана для текстов цепного характера, что приемлемо для детей на начальных этапах обучения;
·           методика Глухова В.П. и разработанный на основе этой методики авторами Лебедевой Л.В. и Козиной И.В. алгоритм структуры занятия, включает в себя, помимо использования моделей, развитие внимания к синтаксису языка и построен в логической последовательности в работе над текстом.
Вопрос развития связной монологической речи – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Эта тема достаточно актуальна, так как в настоящее время делается акцент на развитие связной речи у дошкольников, без которого будет затруднено успешное обучение в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников. Одной из таких методик является моделирование.
1.       Бородич А. М. Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.
2.       Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1995. – 127 с.
3.       Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. )
4.       Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (Краткий очерк) Издательство академии педагогических наук РФ, Москва, 2008

2019