Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
Актуальность проблемы
В настоящее время изучению проблемы развития речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде речевых способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.Теоретические основы проекта
Глухов В. П. утверждал, что монолог - это речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности и пр. Леонтьев А. А. отмечал: «Монологическая речь - это развернутый, организованный, произвольный вид речи». Развернутость требует от говорящего не только называть предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь «монолог» как целое.Последовательность
Приемы
Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения
Первичное чтение (опускается, если произведение знакомо)
Вторичное чтение
Беседа
Чтение с установкой на запоминание и пересказ
Пересказы детей
Вопросы
Образец чтенияСхема 1.2 - Структура занятия по обучения детей пересказу
текста художественной литературы с опорой на графические схемы
(Глухов В.П., Лебедева Л.В., Козина И.В.)
Изучив опыт работы разных авторов по обучению детей пересказу можно сделать вывод: