Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf
В статье рассматриваются возможности использования географических знаний в освоении специальностей студентами СПО. Сделан анализ тематического содержания дисциплины «География» и предметов профессионального направления. Предложена программа «География транспорта», имеющая возможности реализации в рамках внеурочной и урочной деятельности.
Ключевые слова: образовательная программа, специальность, междисциплинарные связи, мотивация.
Человек с древности испытывал потребность в познании окружающего мира, накапливая наблюдения и опыт. В наши дни необходимость познания сохраняется, она стала частью общей культуры человека, во многом реализуясь через географические знания.
Знакомство с элементами географических знаний начинается в начальной школе и продолжается в основной общеобразовательной и старшей школе. Если говорить о системе высшего образования, то во многих системах география как дисциплина отсутствует, примеры этому многие гуманитарные и экономические вузы. А вот в системе СПО география остается на первых курсах как элемент завершения общего образования, но и здесь программа сведена до минимума вариативной части.
Данную тенденцию к снижению географических знаний нельзя признать правильной, ведь географическая культура — это неотъемлемая часть образованного грамотного человека; география широко связана со многими дисциплинами и может служить с точки зрения профессиональной подготовки некоторой базой для дальнейшего освоения предметов более узкого направления; сегодня география развивается на основе новых парадигм и дает больший вклад в развитие и становление будущих профессионалов.
Включение географического образования в систему СПО целесообразно если мы учитываем в процессе обучения направление подготовки студентов; актуальным будет поддержание мотивации с самого первого курса колледжа, когда студенты мало знакомы с миром своей специальности.
Наблюдения показывают, что использование географических знаний в системе СПО позволяет повышать мотивацию студентов к получению знаний и освоению профессиональных умений и навыков впоследствии, способствует развитию географического кругозора и профессиональной компетентности студентов. Содержание дисциплины «География» в колледже включает элементы общей географии страноведения и обеспечивает представление студентов о комплексности современного мира и места России в нем; способствует формированию у студентов географической картины мира, опираясь на полученные знания о взаимосвязи человека и природы, закономерностей размещения и состава населения, особенностей развития мирового хозяйства.
«География» обладает большими междисциплинарными связями, объединяя в себе знания экономики, обществознания, астрономии, экологии, и других предметов. Прямую связь с профессиональными направлениями можно проследить, рассмотрев особенности предметного модуля программ специальности. Многие дисциплины профессионального цикла также имеют связь с географией: материаловедение – классификация металлов и их свойства, металлургия; устройство автомобилей – роль и значение автомобильного транспорта.
Таблица 1 - Связь географии с дисциплинами специальности 23.02.03
География
ДисциплиныОбщеобразовательный цикл
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Математический и общий естественно-научный цикл
Литература
Иностранный язык История ОБЖ Астрономия Химия Обществознание Экология
Основы философии
История
Экологические основы природопользования
Профессиональный цикл
Профессиональные модулиОбщепрофессиональные дисциплины
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация деятельности коллектива исполнителей
Материаловедение
Метрология, стандартизация и сертификация
Правила безопасности дорожного движения
Охрана труда
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Устройство автомобилей
Управление коллективом исполнителей
Исследование причин выбора профессии указывает на то, что большинство учащихся выбирают профессию относительно близости к месту жительства, по примеру друга (подруги), которые уже обучаются в колледже или по выбору родителей, лишь 11% студентов заинтересованы профессией и предполагают продолжит карьерный рост по специальности (Рис. 1).
Рисунок 1. Причины выбора профессиональной направленности студентами I курса
Таким образом, большая часть студентов выбор профессии делает неосознанно. Чтобы сохранить контингент и повысить качество обучения, важно заинтересовать студента: у учащихся, осознанно выбравших специальность - закрепить увлеченность; для тех, кто может сомневаться в своем выборе - показать возможности реализации себя в данном направлении специальности.
Рассмотрим возможности расширения географических знаний на примере специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Объектом изучения является образовательная программа специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». А предметом – разработка образовательной программы предметного кружка «География транспорта» для студентов СПО специальности 23.02.03.
В географии, как ни в одной другой науке можно выделить те особенности, которые могут быть интересны будущим профессионалам именно с точки зрения получаемой специальности. Поэтому целесообразно элементы географического образования использовать в качестве повышения интереса и мотивации к обучению у студентов первого курса для освоения программы специальности в целом.
В целях повышения интереса к специальности предлагается программа предметного кружка «География транспорта» по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Таблица 2. Программа предметного кружка «География транспорта» для студентов СПО специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Цель программы
- Повышение эффективной деятельности участников образовательного процесса и географической грамотности учащихся ГБПОУ НСО «НЭК»
Задачи
1.Создание условий для развития географических знаний учащихся, учитывая особенности их профессиональной направленности.
2.Использование современных технологий в образовательном процессе в целях развития умений, навыков и опыта применения полученных знаний на практике.
Сроки и этапы реализации программы кружка
2019-2024
I этап – подготовительный (2019-2020)
II этап – организационно-практический (2020-2023)
III этап – рефлексивно-аналитический (2024)
Основные мероприятия программы
Ø Изучение и анализ тематической литературы
Ø Оформление УМК
Ø Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
Ø Проведение мониторинга
Оптимальные конечные результаты программы
- Повышение мотивации к обучению
- Формирование образа будущего специалиста
-Активное участие обучающихся в мероприятиях различного уровня
Примерное тематическое содержание и разделы программы
1.На пути к автомобилю
В этом разделе рассматривается история развития автомобильного транспорта. Первые паровые автомобили. Проекты российского автомобилизма. Электрические автомобили. Появление первых троллейбусов. Автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Изобретения Готлиба Даймлера. Первые создатели отечественного автомобиля.
2. Производство автомобилей в России
В разделе уделяется внимание предприятиям и фабрикам внесшим вклад в развитие отечественного автомобилестроения. Русское производство моторов и самокатов – фабрика «Старлей». Акционерное общество «Дукс» от велосипедов к самолетам. «Фрезе» и постройка первого русского автомобиля.
3. Формирование автомобильного рынка
Рассматриваются известные автомобильные торговые деятели, развитие направления перевозки грузов и различных видов городского транспорта. Влияние научно-технического прогресса на транспортную отрасль. Связь транспортной сферы с отраслями народного хозяйства.
4. Эксплуатационные материалы отрасли
Альтернативные виды топлива (газовое, биотопливо, водородное, плюсы и минусы. Разновидности эксплуатационных материалов. Вопросы рационального использования горюче-смазочных материалов.
5. Перспективы развития автомобильной отрасли
Анализ развития зарубежного и отечественного автомобильного рынка. Международные связи автомобильных фирм. Понятие «Всемирного автомобиля» и новые взгляды на его эксплуатацию.
6.Автомобилестроение в современное время
Рассматриваются ресурсы и перспективные направления автотранспортной отрасли. Квалификационные требования к специалисту. Современный специалист в современном обществе. Партнеры ГБПОУ НСО «НЭК».
Уровень географической грамотности студентов системы СПО необходимо поддерживать на высоком уровне, это является частью требований образования в новое время, когда учащийся должен быть всесторонне развитой активной творческой компетентной личностью. Географические знания способствуют осознанию своей профессиональной деятельности на благо страны и необходимы для развития профессионала любого направления.
Учащиеся колледжа активно ведут исследовательскую деятельность связанную с будущей профессией на занятиях географии и участвуют в конференциях областного и регионального уровня: Всероссийский научно практический форум «Менделеевские чтения» для обучающихся образовательных организаций, тема доклада - Влияние автомобильного транспорта на экологию Первомайского района; областная научно-практическая конференция «События. Люди. Факты» - Современный специалист в условиях глобализации экономики; Региональная научно-практическая конференция студентов и магистрантов ИФМИЭО НГПУ «Шаг в науку» - Образ современного специалиста.
Внимание к профессиональной направленности отслеживается на занятиях географии и отражено в статьях журналов: Образовательный альманах «Проектирование и реализация технологии развития критического мышления в профессиональном образовании» (№1 (15) 17.02.2019, с.107-110); «Возможности применения игровых технологий в условиях колледжа» (№9(23)2019 г.); Всероссийский научно-методический журнал: ОБЖ. Все для учителя - «Экология и мир: воспитываем общечеловеческие ценности» (№3 [39] 03.03.2017, с. 22-26.).
Библиографический список
1.Рубец А. Д. История автомобильного транспорта России – М.Эксмо, 2008. – 304 с.2.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Введение в специальность: учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».