НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ишмухамедова А.Ф. Проблема методического обеспечения образовательного процесса ДОУ в современной психолого-педагогической литературе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

Аннотация: в статье представлены результаты теоретического анализа современно психолого-педагогической литературы по проблеме методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. На основе проделанной работы делается вывод о необходимости изучения сущности, структуры и содержания процесса методического обеспечения дошкольного образования как актуальной проблемы психолого-педагогической науки.
Ключевые слова: методическое обеспечение, дошкольное образование, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, федеральный государственный образовательный стандарт.
Начало ХХI столетия в отечественном образовании ознаменовалось возникновением целого ряда модернизационных процессов, содержащих принципиально новый, по сравнению с существовавшим на тот момент, подход к вопросу организации и определения его содержания и, следовательно, к проблеме методического обеспечения образовательного процесса на всех его ступенях.
Изменения, характерные для современного российского дошкольного образования, требуют от педагога постоянного совершенствования приемов и методов, использующихся в его практической деятельности, целью которого становится объединение задач освоения воспитанниками детских садов основной образовательной программы дошкольного образования и реализацию их личностного потенциала. Современный воспитатель должен не только свободно ориентироваться в своей области, но и владеть инновационными педагогическими технологиями, направленными на повышение качества дошкольного образования. В то же время, использование в работе педагога тех или иных теорий и концепций обучения и воспитания невозможно без совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ.
С целью выявления особенностей методического обеспечения в системе современного дошкольного образования нами было проведено исследование, объектом которого стали научно-теоретические основания организации процесса дошкольного образования с точки зрения его методического обеспечения.
Данная проблема является в настоящее время широко представленной в отечественной научной литературе. В работах современных отечественных авторов изучаются самые разнообразные аспекты проблемы совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ в контексте введения новых ФГОС.
Цель, направления и функции научно-методической деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации раскрываются в научных исследованиях А.В. Белошистой [1], Н.А. Кузь [2], А.С. Рогозы [4], Т.А. Семеновой [5], Д.А. Соколова [6] и других ученых. Проблемами методического обеспечения образовательного процесса занимались такие отечественные педагоги как Т.В. Забельская, Н.А. Кочетова, Н.А. Виноградова, Н.С. Голицына, В.В. Краевский, В.В. Шадриков, В.П. Беспалько и другие авторы.
В целом, в настоящее время теоретическое основание процесса методического обеспечения и сопровождения образовательной деятельности в ДОУ в психолого-педагогической литературе составляют:
- основные положения педагогики и психологии профессиональной педагогической деятельности;
- концепции и проекты обновления содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО);
- научные данные о проектировании и конструировании современных технологий обучения.
Данная теоретическая база создает необходимые предпосылки для разработки методического обеспечения дошкольного образования в контексте происходящих в данной сфере инновационных процессов. Подобные разработки осуществляются научными коллективами авторов, а дошкольные образовательные учреждения имеют право самостоятельного выбора программ, рекомендованных государственными органами управления обра­зования, либо разработки собственных (авторских) программ в соответствии с федеральными государственными требованиями [3].
Проведенный теоретический анализ современной отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме сущности, особенностей организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время в подобных исследованиях недостаточно представленным является системный подход к решению рассматриваемой проблематики. Современные авторы, в большинстве случаев, рассматривают вопросы методического обеспечения деятельности конкретных образовательных учреждений, предлагают описания авторских методических материалов. Результаты содержащихся в современной психолого-педагогической литературе исследования, таким образом, отражают специфику профессиональной деятельности педагогов системы дошкольного образования, особенности учебных заведений, в которых они работают; условия, необходимые для разработки методического обеспечения образовательного процесса ДОУ; возможности для обеспечения оперативности, доступности и полноты охвата методической информацией деятельности всех педагогов учреждения.
Вместе с тем, проблемы сущности, структуры и содержания процесса методического обеспечения дошкольного образования остаются в современной научной литературе малоизученными. Иными словами, в исследованиях отечественных авторов все еще недостаточно представлено сущностное понимание системы методического обеспечения как важнейшего компонента образовательного процесса, осуществляющегося в ДОУ, с позиций системно-деятельностного подхода, а вопросы методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении не являются еще раскрытыми в полной мере.
В связи с этим, сохраняются и трудности в практическом обеспечении организации образовательного процесса дошкольного учреждения, в непосредственной деятельности административного персонала ДОУ по моделированию и внедрению методического обеспечения данного процесса. Все это, в конечном итоге, создает препятствия для повышения качества и эффективности деятельности ДОУ.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о повышенной значимости проблемы методического обеспечения процесса дошкольного образования в условиях внедрения в практику деятельности образовательных учреждений новых государственных стандартов. Анализ научных исследований отечественных авторов выявил противоречия между потребностью современного общества в модернизации системы образования, а также потребностью педагогической практики системы дошкольного образования в технологиях разработки и внедрения системного методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ – с одной стороны – и недостаточным научно-теоретическим обоснованием специфики моделирования системного методического обеспечения как интегративного компонента образовательного процесса.

Литература

1.        Белошистая, А.В. Система обеспечения и контроля качества дошкольного образования как единая методическая проблема / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 10. – С. 76 – 91.
2.        Кузь, Н.А. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации / Н.А. Кузь // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - № 5. – С. 695 – 697.
3.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html (02.09.2018).
4.        Рогоза, А.С. Методическое обеспечение по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода / А.С. Рогоза // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2018. - № 1. – С. 257 – 260.
5.        Семенова, Т.А, Методическое обеспечение педагогов по социально-личностному развитию старших дошкольников / Т.А. Семенова // Концепт. – 2013. - № 3. – С. 2561 – 2565.
6.        Соколов, Д.А. Анализ опыта регионов в материально-методическом обеспечении образовательного процесса ДОУ в современных условиях / Д.А. Соколов // Образование взрослых. – 2017. – Ч. 1. – С. 64 – 67.
2018