Актуальные вопросы дошкольного образования

Полынцева С.В. Музыкально-двигательные игры в работе музыкального руководителя для детей с ДЦП

Библиографическое описание:
Полынцева С.В. Музыкально-двигательные игры в работе музыкального руководителя для детей с ДЦП // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Главной задачей музыкального воспитания – является развитие эмоциональной отзывчивости, привитие интереса к музыке.

Нарушение высших психических функций, опорно-двигательного аппарата влечёт за собой отклонения в речевой, двигательной и психической сферах. Поэтому в детском саду должна проводиться целенаправленная всесторонняя коррекционная работа. В том числе и по музыкальному воспитанию.

Наиболее доступной формой занятий с детьми являются музыкально - ритмические игровые упражнения. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Игры, в которых используются движения под музыку, помогают преодолению ряда трудностей в связи с отставанием детей в физическом развитии. Такие упражнения помогают координировать движения, развивают умение ориентироваться в пространстве, нормализуют мышечный тонус. Многократно повторяемые действия способствуют улучшению подвижности в суставах, развивают быстроту двигательной реакции, способствуют приобретению некоторых двигательных навыков.

Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир. Преодолеть застенчивость и скованность. Музыка помогает детям преодолеть скованность, движения становятся более ритмичны, четки, координированы. А применение нестандартных пособий вносит разнообразие и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые задания.

Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом. Музыкальная игра подбирается с таким расчетом, чтобы дети, которые могут выполнять движения только сидя на стульчике, тоже в ней участвовали. Если в некоторых плясках ребята, которые плохо ходят, выполняют движения сидя на стульчиках, то хороводы организовываются так, чтобы в них могли включиться все дети. Движения подбираются простые. Рядом с ребенком, имеющим тяжелое двигательное нарушение, обязательно становится воспитатель, который поддерживает его, помогает ему выполнить движение, дойти до стульчика.

Учитывая желание всех детей включиться в музыкальную игру, предлагается замедленный темп, упрощаются движения, исключается бег, подскоки. Это дает возможность доставить радость от участия в танцах и тем детям, которые плохо ходят. Чтобы вызвать у них желание прислушиваться к ритму музыки и двигаться в соответствии с ним, основную нагрузку дают на руки, при этом используются различные атрибуты.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения с нестандартными атрибутами, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Музыкальный оркестр с перчатками

Звучащие перчатки - это перчатки с прикрепленными к ним разного размера пуговицами. Замечательное игровое пособие, развивающее ритм, просодическую сторону речи и мелкую моторику, знание названий пальцев рук.

Как играть? Надеваем перчатки и изучаем звучание каждого пальчика, затем звучание всех пальчиков по очереди и вместе. Ритм отбиваем нажатием пальчиков по столу и друг о друга.

Игровые задания:

1. Простучать заданный ритм определенным пальчиком, двумя и т.п.

2. Простучать ритм и спеть песенку под него (пропевание отдельных гласных, слогов, текстов песен).

3. Проговорить пальчиковую гимнастику в сопровождении с движением пальцев рук.

Музыкальный оркестр «Капельки»

Прослушиваем с детьми и озвучиваем детскую песню «Капельки» А. Ярановой и добавляем к ней необычный инструмент - перчатки с нашитыми пуговками.

Цель: доставить детям радость и привлечь их в игру оркестра шумовых инструментов, изготовленных своими руками с помощью взрослых.

их можно использовать для шумового оркестра, или для простукивания ритма музыкального произведения на занятиях и в свободной деятельности. А родителям дома можно поиграть вместе с ребенком, одев пару варежек или перчаток.

Оборудование: перчатки-кастаньетки на каждого ребенка.

Музыкально-двигательные игры с разноцветной резинкой

Атрибут для коммуникативных игр – разноцветная резинка. Манипуляции с упругим материалом резинки идеально подходят для соединения с песнями, которые учат взаимодействовать с соседом и определять цвета, обогащают пространственные представления ребёнка такими понятиями как: верх, низ; закрепляем предлоги - под, над, вокруг. Таким образом, игры с резинкой выполняют образовательную и развлекательную функции.

Каждый ребёнок выбирает себе понравившийся сектор и держится за него двумя руками или одной, производя необходимые манипуляции с ним, следуя и подчиняясь ритму песни.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников, способности работать в команде.

Задачи музыкального развития:

·развитие музыкального слуха,

·чувства ритма,

·выразительности движений,

·ориентировки в пространстве.

Раздувайся, пузырь! (русская потешка)

Дети стоят лицом в круг, держась за резинку двумя руками. Играющие отходят назад и держатся за резинку до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они отпускают резинку, говоря при этом: "Хлоп!"

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся таким

Да не лопайся.

Лопнул пузырь!

Музыкально-двигательные игры помогают установить эмоциональный контакт с ребёнком. Развивает зрительное, слуховое восприятие и тактильное сосредоточение.

Используя в повседневной работе многообразие нестандартного оборудования, повышаем результативность совместной деятельности.

Библиографический список

1.Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога: Владос, Москва, 2008. - 319 с.

2.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
2024-07-01 13:08 2024