Актуальные вопросы начального общего образования

Майданова Н.В. Волшебные упражнения

Библиографическое описание:
Майданова Н.В. Волшебные упражнения // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Не секрет, что у учащихся начальной школы хромает техника чтения. Я хочу поделиться с вами, как я лечу, т.е. как я исправляю эту проблему на уроках. Работать надо регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. На просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Иногда не знаешь, что выбрать. Для своей работы я выбрала несколько. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами. Единственное, что сделала я, придумала им веселые названия. И по опыту скажу, что дети выполняют их с большим удовольствием, а главное и читать начинают быстрее и лучше, а еще и грамотнее писать.

А вот и он! Перечень специальных упражнений.

1. Шторка

2. Потеряшки

3. Фото-глаз

4. Сыщик

5. Зазеркалье

6. Вверх тормашками

7. Озвучиваем кино

8. Партизан

9. Эх раз! Еще раз!

10. Найди меня

11. День! Ночь!

12. Тайна пропавшего предложения

Упражнение 1. «Шторка»

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это кстати, уже труднее.

Для самых маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половинки. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация-это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развивать, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потеряшки»

Еще одно упражнение на развитие антиципации. Буквы и слова теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите на доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн.. полочка

Нов.. футболка

Больш.. ложка

Рыж.. кошка

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …

И еще такие:

Ом-ом-ом- мы построим …

Юк-юк-юк- поломался наш …

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3. «Фото-глаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите числа от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Ребенок смотрит внимательно на картинку с табличкой. И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный. Не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

- на счет один найти и показать пальцем единицу

- на счет два- двойку

- на счет три- тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблицы поменьше, например, 3x3, 4x4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одно слово, а несколько слов сразу или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два-три раза, потом расположение чисел нужно поменять.

Можно найти в интернете «таблицы Шульте», распечатать и использовать в своей работе.

Упражнение 4. «Сыщик»

На листе бумаги поместить слова. Самые разные, не очень длинные, в произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Слова могут быть, например, такие:

Рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Так как пытаясь найти одно слово, учащийся будет читать и другие, запоминать, где они находятся. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего.

Благодаря «Сыщику» увеличивается угол зрения и скорость чтения.

Очень часто использую эту игру в 1 классе, найти на странице букваря то или иное слово, дети с удовольствием играют.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Задача: читаем строчки в книгах справа налево. Сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Рекомендую детям при проверке диктанта.

Упражнение 6. «Вверх тормашками»

Дети читают вслух. Через какое-то время, хлопнуть в ладоши.

Задача: перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметки карандашом, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги. Данное упражнение развивает координацию глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформирует эталон букв и улучшится переработка информации мозгом.

Начинаю эту работу с дошколятами, а дальше так любое стихотворение и небольшой текст мы читаем 5 раз. Первый, третий, пятый- обычно, второй и четвертый-вверх тормашками.

Упражнение 7. «Озвучиваем кино»

Берем предложение. Например: Птицы прилетели. И пробуем его прочитать:

Спокойно

Радостно

Громко

Тихо

Грустно

Со страхом и т.д

Что это даст? Умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией можно читать пословицы, поговорки, скороговорки, небольшие стихи.

Упражнение 8. «Партизан»

Учащиеся читают текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжаем читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание- враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх раз! Еще раз!»

Для этого упражнения понадобится секундомер и текст, который будем читать. Читаем в течении 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Минута закончилась. Стоп! Делаем отметку, где остановились. Отдохнули и прочитываем этот текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Уже больше! А что же будет в третий раз? А в третий раз еще лучше!

В итоге? Увеличение скорости чтения и мотивация ребенка. Он сам видит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Найди меня»

На листах написаны строчки букв. Между буквами спрятаны целые слова, их и нужно найти.

Упражнение 11 «День! Ночь!»

Учащимся дается установка: Внимательно пробежать глазами текст.

По команде: Ночь! Дети закрывают глаза, учитель читает вслух.

По команде: День! Дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении и продолжают читать дальше.

Упражнение 12. «Тайна пропавшего предложения»

Здесь я использую зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. В интернете их огромное количество, но мне больше всего нравится презентация учителя начальных классов МОУ ОГ №21 г.Архангельска Зуевой Т.В. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по 5 предложений.

Когда на доске появляется предложение, дети читают его, запоминают и начинают писать, когда предложение исчезло.

В чем особенность? Если посчитать буквы в первом предложении, их 8. Во втором-9. В третьем-10, а в четвертом и пятом по 11. Количество букв в предложениях постепенно увеличивается, а время уменьшается.

Эта работа занимает 5 минут урока, пишет весь класс. Переходим мы к следующему диктанту, когда большая часть класса пишет на пять и четыре.

Играя в «тайну пропавшего предложения», у учащихся развивается оперативная память.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезнувшего предложения», а уже к ней добавить еще пару, тройку упражнений на выбор. Меняйте, чередуйте, чтобы не надоели.

Ведь главное: «Учиться-это очень интересно и весело!»

Библиографический список

1. Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.

2. И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко. Зрительные диктанты.

3. Таблицы Шульте.

4. Методические журналы: «Начальная школа», «Воспитание школьников, «Ребенок и творчество», «Классный руководитель».

5. «Учительская газета».

6. Тексты для проверки скорости чтения.

7. Папка для контроля по проверке техники чтения.
2024