НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Семенова М.М. Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Маша и Медведь. Звук [Ш]»

Библиографическое описание:
Семенова М.М. Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Маша и Медведь. Звук [Ш]» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Цель: познакомить детей со звуком [ш], научить его произносить, находить слова, в которых есть звук [ш].

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию звука Ш, закрепить умение детей правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и фразовой речи, умение детей заучивать стихи с помощью мнемотаблиц, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать фонематический слух, зрительное восприятие, речевое дыхание; развить мышления, памяти, эмоций, зрительного и слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за своей речью, умение слушать себя и педагога, интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: компьютер, каврограф Воскобовича, картинки Маши, Миши, Старичка Лесовичка, домик, деревья, корзинка с шишками и каштанами.

Ход занятия

1. Приветствие

Дети стоят около стульев.

C логопедом имитируют движения.

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Логопед: — Поздоровайтесь, друзья!

Дети: — Здравствуйте!

Правило: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо».

Ребята, мне прислали письмо. Открыв его, я очень удивилась! Письмо с просьбой о помощи. Для того, чтобы узнать, от кого это письмо, нужно отгадать загадку.

Правильно ребята, письмо от Маши. Она пишет, что очень хочет повидаться с Мишей, который живет в лесу, но, чтобы туда попасть, ей нужно выполнить задания, которые ей дал Старичок Лесовичок. Он следит за порядком в лесу и просто так никого туда не пускает. Маша просит вас помочь ей выполнить задания Лесовичка. Поможем Маше?

На доске вывешиваются картинки Маши, Лесовичка и Миши.

Логопед: Прежде чем отправится на помощь Маше, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу (ответы детей).

Ну что, отправляемся на помощь Маше.

Логопед: Закрывайте глаза и повторяйте все за мной

«Тили-бом, Тили бом,

Все мы в лес попадём».

2. Артикуляционная гимнастика

Чтобы выполнить задания нам нужно для начала разбудить наши язычки и выполнить артикуляционную гимнастику, которую Лесовичок выполняет каждый день.

Приехали к бабушке с дедушкой внуки.

Толстые (дети надувают щеки) и худые (втягивают щеки)

Стали они обниматься (поочередно соединяем ладошки)

Испекла бабушка внукам блинов румяных (упр. Блинчик)

С вкусным вареньем (упр. Варенье)

Налила в чашку чая сладкого (упр. Чашечка)

После того, как они подкрепились, вышли внуки во двор, на качелях покачаться, потом услышали шорох за забором, выглянули, а там гуси, увидев детей гуси зашипели: шшш…

Логопед предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды.

Логопед обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

Когда мы произносим звук «Ш» губы у нас сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нему, но не прижат к нему. По середине языка проходит сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью.

3. Задние № 1

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Если услышите звук Ш, поймайте в ладоши:

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш

са, жу, ша, за, шу, ши…

Повторяйте за мной:

вопросительно - «Ша-шо-ши?», «аш–ош–уш?»;

с просьбой - «Шу-шо-шу», «иш-уш-аш»;

громко - «шва-шво-швы!»,

тихо - «ашв-ушв-ишв!».

радостно Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

5. Задние № 2

Лесовичок предлагает вам выполнить следующее задание и сыграть в игру «Доскажи словечко».

1. Носит яркий гребешок

Наш веселый …

ДЕТИ: Петушок.

2. Рисуют дружно малыши,

У них в руках …

ДЕТИ: Карандаши

3. Вот бежит малышка

Серенькая …

ДЕТИ: Мышка.

4. Зашуршали тихо шины –

Это едет к нам …

ДЕТИ: Машина

6.Физминутка

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два...

Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

7. Задние № 3

Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и каштанов?

- Одна шишка, две шишки … В лукошке лежит 5 шишек

- Один каштан, два каштана … В лукошке лежит 4 каштана.

- Чего больше в лукошке? … Чего меньше в лукошке?

8. Задние № 4

Игра «Чего не стало»

На доске вывешиваются картинки со звуком Ш. дети рассматривают и запоминают их. Логопед просит детей закрыть глаза и убирает или меняет одну картинку. Дети открывают глаза и говорят, чего не стало.

9. Задние № 5

Заучивание стихотворения по мнемотаблице

«Живые мнемотаблицы»

Тише, мыши,

Тише, мыши…

Итог занятия

- Вот и настало время нам возвращаться обратно в детский сад.

Логопед: Закрывайте глаза и повторяйте все за мной

«Тили-бом, Тили бом,

Все мы в садик попадём».

Логопед: - Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для вас?

10. Оценка речевой деятельности детей

- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

- Маше и Мише понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы. Вам нужно дома раскрасить все картинки со звуком Ш.

Детям дарят раскраски.

Семинар-практикум для воспитателей по ЗКР
2023