Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гришина В. А., Мельникова О. П. Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с ОНР с использованием элементов нейропсихологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Процесс психического и физического воспитания дошкольников в условиях пребывания в образовательной организации требует от всех педагогов непрерывного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и применения новых методик с детьми. Совместная, планомерная работа инструктора по физической культуре и педагога-психолога дает положительные результаты в развитии психофизического здоровья дошкольников, межполушарных связей, гармонизацию межличностных отношений в группе.
Здесь представлено одно из цикла тематических интегрированных занятий для детей группы компенсирующей направленности с ОНР. Занятие составлено по знакомому сюжету. В процессе таких занятий мы активно использовали сюжетные игры и игровые ситуации, этюды, психогимнастику, песни, имитационные и подражательные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Все это облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности детей.
Форма проведения таких занятий нестандартна, интересна. Используются различные виды деятельности в течение всего занятия. Это поддерживает на высоком уровне внимание дошкольников, что позволяет говорить об их достаточной эффективности.

«Теремок» (по мотивам сказки Чарушина Е.И. «Теремок»)

Оборудование: маски героев сказки, домик-макет «Теремок», музыкальное сопровождение (русская народная музыка с ускорением)
Этап 1. Организационный
Психолог:
Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас! Сегодня нас ждёт волшебная сказка. Но эта волшебная сказка не просто сказывается, а делается. Я предлагаю Вам превратиться в настоящих актёров и настоящих зрителей.
Детям помогают надеть маски героев сказки (комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк).Остальные воспитанники группы занимают места зрителей. Задача зрителей поддерживать актёров.
Этап 2. Мотивационный
Инструктор по физ. культуре:
"Заклинания"
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами
И кружимся потом.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И побежим кругом,
И в сказку попадем!
Все дети встают и, проговаривая слова, выполняют движения.
Этап 3. Практический
Психолог:
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
(На середину зала выставляется макет Теремок)
Как по полю, полю комар летит,
У дверей остановился и пищит:
- Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
(Инструктор по физ. культуре поддерживает нового актёра, психолог поддерживает зрителей и раннее вошедших в сказку актёров)
Психолог:
Никого в тереме нет, —
Никто комару не отвечает.
Залетел комар в теремок;
Стали жить-поживать — в игры играть.
— З! З! З! З! З! З! З!
Упражнение «Комар» Вращательные движения указательными пальцами в разных направлениях. Одновременно делаем глубокий вдох и на выдохе произносим звук «З»
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я комар-пискун! А ты кто?
— Я мышка-норушка!
— А что ты умеешь делать?
— В игры играть!
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Упражнение «Комар». Поочерёдно поднимаем вверх указательные пальцы рук. Одновременно сопровождаем движения звукоподражанием.
— Иди ко мне жить!
Зашла мышка-норушка в теремок,
Стали жить-поживать — в игры играть.
(Повтор упражнений по 5 сек.)
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я комар-пискун!
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— Я лягушка-квакушка!
— А что ты умеешь делать?
— В игры играть!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Упражнение «Лягушка» Распрямляем одну кисть и сжимаем другую. Сопровождаем движения звуковым подражанием.
— Иди ко мне жить!
Прыгнула лягушка в теремок.
Стали жить-поживать — в игры играть.
(Повтор упражнений по 5 сек.)
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я комар-пискун!
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка! А ты кто?
— А я заяц — косой!
— А что ты умеешь делать?
— В игры играть!
— Вверх, вниз, вправо, влево! Вверх, вниз, вправо, влево!
Глазодвигательные упражнения (3 повторения)
Положения тела стоя. Спина, голова находятся в неподвижном состоянии (зайчик насторожен, смотрит по сторонам).
Движения глаз по зрительной траектории. Можно заранее обозначить знаками траектории пространственных направлений, если в группе участников наблюдается недостаточный уровень пространственной ориентации.
— Иди к нам жить!
— Хорошо, приду.
Прыгнул заяц в теремок.
Стали жить-поживать — в игры играть.
(Повтор упражнений по 5 сек.)
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я комар-пискун!
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — косой! А ты кто?
— А я лисичка-сестричка!
— А что ты умеешь делать?
— В игры играть!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Упражнение «Колечки». Соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного двумя руками одновременно. Сопровождаем движения звукоподражанием.
— Иди к нам жить!
— Сейчас приду.
Забралась лиса в теремок.
Стали жить-поживать — в игры играть.
(Повтор упражнений по 5 сек.)
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я комар-пискун!
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — косой!
— Я лисичка-сестричка! А ты кто?
— А я волк — зубами щёлк!
— А что ты умеешь делать?
— В игры играть!
—Раз, два, раз, два!
Упражнение «Волк» «Раз» - правая ладонь развернута вперёд, левая назад. Сгибаем правое колено. «Два» - положение рук и ног меняются.
— Иди к нам жить!
Залез волк в терем.
Стали они жить-поживать — в игры играть.
(Повтор упражнений по 5 сек.)
Психолог:
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю медведь бредёт,
У дверей остановился и ревёт:
Инструктор по физ.культуре:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — косой!
— Я лисичка-сестричка!
— Я волк — зубами щёлк!
(Актёры самостоятельно представляются по названию героев)
А ты кто?
Инструктор по физической культуре:
— А я медведь ляплю – топчу,
Дискотеку начну!
Стали звери танцевать,
За медведем повторять!
Выходите все ребята и зверята на танец.



(В танце используются элементы нейропсихологической игры «Попробуй повтори» рис.1, под русскую народную музыку с ускорением)
Рис.1. Попробуй повтори
Инструктор по физической культуре:
Все плясали, как могли,
Теремочек разнесли!
Звери на земле лежат,
Смотрят в небо и пыхтят!
(Положение лёжа на спине. Вдох-выдох 4 цикла дыхания)
Стали думать да гадать
Как же терем им собрать!
Брёвна дружно покатили,
Аккуратно уложили.
Быстро справились ребята.
Ведь здоровьем все богаты.
(Лёжа на спине дети перекатываются с одного конца зала в другой).
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Звери дружно в нём живут
И здоровье берегут.
Этап 3. Завершающий
Наше представление закончилось!
В ролях участвовали:
Актёры по очереди выходят на поклон.
Список используемой литературы:
1.       Попробуй повтори. Нейропсихологическая игра/ сост. Мухаматулина Е., Михеева Н. – М.: Генезис, 2017 г.
2.       Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.:Сфера,2002 г.– 48 с.
3.       Чарушин Е.И. Теремок. СПб.: Речь, 2016 г. —16 с.
2021