Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Романчук Д. Д. Логопедическое пособие «Кубики: речевые помощники» для коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ринолалией

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Речь-это средство коммуникации, самопознания и саморазвития. Для полноценного овладения речью нужно задействовать все отделы речевого аппарата (дыхательный, голосообразовательный и звукообразовательный). У детей с речевым нарушением, как ринолалия возникают трудности в правильности дыхания, звукопроизношения и артикуляции. Из-за органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба. Ринолалия-это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловлено анатомо-физиологическим дефектом речевого аппарата. [2]
Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата образует: скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха, потеря выдыхаемого воздуха.
Для коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ринолалией, мы разработали логопедическое пособие «Кубики: Речевые помощники».
Основными целями пособия являются, развитие артикуляционного аппарата, развитие правильного звукопроизношения, развитие физиологического дыхания, повышение мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
Задачи пособия:
Образовательные:
–         формирование ощущения органов артикуляции.
Коррекционно-развивающие:
–         развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;
–         развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
–         выработка правильного, сильного, плавного и продолжительного выдоха.
Воспитательные:
–         формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: деревянные кубики с картинками и методическое пособие.
Описание пособия.
Комплекс деревянных кубиков с картинками на каждой стороне. Каждая картинка относится к определенному упражнению:
1) артикуляционная гимнастика;
2) дыхательная гимнастика;
3) звукопроизношение.
Для того чтобы интерес к занятию у ребенка не терялся, предлагаем объемный дидактический материал который позволят нам удержать внимание дошкольника и стимулировать на прорабатывание необходимого материала.
Логопедическое пособие «кубики: речевые помощники» удобны в использовании так как, все упражнения которые необходимы логопеду на занятии, находятся на кубиках в виде картинки. Сами упражнения прописаны в методическом пособии.
Логопед знакомит ребенка с каждой картинкой (упражнением). Когда картинки с упражнениями освоились, логопед предлагает ребенку самостоятельно выбрать с какого упражнения начать. В работе с логопедическим пособием необходимо выполнить все упражнения на кубике.

Конспект занятия с использованием логопедического пособия «Кубики: Речевые помощники».

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука.
Задачи:
–         Продолжать знакомить воспитанников с артикуляционной гимнастикой, необходимой для постановки звуков, произношение которых нарушено;
–         Развивать артикуляционные и дыхательные навыки;
–         Воспитывать усидчивость, желание исправить звукопроизношение.
Оборудование: логопедическое пособие «Кубики: Речевые помощники».

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед – Здравствуй! Как твое настроение?
Ребенок - Здравствуйте, хорошее.
Логопед - А ты знаешь, что в ротике у нас живет язычок? И он должен быть всегда активным. От этого зависит правильно или неправильно ты произносишь звуки.
Логопед - Сейчас мы поиграем с язычком, чтобы научиться четко и правильно произносить звуки.
2. Основной этап.
Логопед- Смотри, у меня есть кубик, на нем нарисованы картинки. Возьми кубик в руки. Какая картинка есть на кубике?
Ребенок - Часы.
Логопед - Верно, часы означает, что нужно выполнить упражнение.
Улыбнись, приоткрой рот, высуни язык как можно дальше и производи им плавные движения от одного уголка рта к другому.
Логопед – Молодец, у тебя очень хорошо получается! Теперь давай посмотрим, какие еще картинки есть на кубике.
Ребенок - Нарисована лопатка.
Логопед - Правильно, сделаем язычок лопаткой. Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживаем в таком положении под счёт от 1 до 10 секунд.
Логопед - У нас осталось четыре картинки, поворачивай дальше кубик.
Ребенок – Дальше картинка горки.
Логопед – Верно. Нужно приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1-10.
Логопед- Следующая картинка.
Ребенок – Змейка.
Логопед- Открыть рот и производить узким языком движения вперёд- назад (жало змейки).
Ребенок- Иголочка.
Логопед- Язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт.
Ребенок- Подбородок и нос.
Логопед- Приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем вверх (к носу).
3. Итог занятия.
Логопед -Вот так весело мы играем с язычком. Понравилось играть с ним? Я знаю, что твой язычок послушный, и будет стараться правильно произносить все звуки.
Библиографический список
1.       Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012-80с.
2.       Волковой Л.С. Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /—— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3.       Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика» СПб., 2005 г.
4.       Селиверстов, В. И. Логопедия. Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова; под редакцией Л. С. Волкова. — Москва: Академический Проект, 2016. — 432 c. — Режим доступа: IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/60366.html (дата обращения: 10.10.2020).
5.       Федосеева, Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федосеева Е.С., Ярикова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015.— 176 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33865.html ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 12.10.2020)
2021