НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Смирнова Т. Б. Приемы мнемотехники как повышение эффективности запоминания информации на уроках географии у слабослышащих обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Изучение географии в школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость.
На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы.
В школе, где учатся дети с ОВЗ, имеющие нарушение слуха, система уроков подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Благодаря охранительному режиму, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся постоянно поддерживаются работоспособность и активность.
Нарушение слуха значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром. Поэтому, людям, которые не слышат наш мир, жить в нем довольно таки сложно. И как сказала Александра Лунева в своем стихотворении «Ода руками»: «У нас, всё же, другая планета... Для нас чужда гармония звуков... В остальном мы - как все... Но при этом…». Ведь тот человек, который не слышит, намного острее чувствует, переживает, воспринимает этот мир. Им труднее адаптироваться в современных реалиях жизни, труднее понять вроде бы самое простое и естественное, сложнее понять увиденное.
Содержание и методы обучения рассчитаны на соответствующий уровень интеллектуального и общего развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка, что создает благоприятные условия для развития в том числе ребенка с нарушениями слуховой функции.
При изучении географии со слабослышащими детьми, на уроках и внеурочных занятиях активно и эффективно используются приемы и способы мнемотехники. Применение целого ряда приемов и способов мнемотехники эффективно при запоминании географической номенклатуры, терминологии, условных знаков географической карты, а также при изучении различных тем и при работе с дидактическими пособиями, схемами, географической картой, алгоритмами, действия по следованию тем или иным правилам, образцам.
Следовательно, главная цель применения приемов и способов мнемотехники – увеличить объем памяти, облегчить запоминание и увеличить эффективность запоминания информации, расширить словарный запас путем образования искусственных ассоциаций. Образование искусственных ассоциаций, в свою очередь, опирается на имеющийся словарный запас школьника, его практический опыт.
Кроме ассоциативного мышления, мнемотехника помогает развивать
зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Процесс запоминания информации разделяется на четыре этапа:
·          кодирование элементов информации в зрительные образы;
·          собственно сам процесс запоминания;
·          запоминание последовательности информации;
·          закрепление информации в мозге.
Основные приёмы:
·          Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
·          Рифмизация.
·          Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
·          Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
·          Метод Цицерона на основе пространственного воображения.
·          Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
При подготовке к уроку учитель внимательно перерабатывает содержание учебного материала с целью научного и доступного его изложения. Выстраиваются ассоциации, например, самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря). Чтобы обучающиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”. В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”. Другой пример. Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.). Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка; 6 – сразу после 5; 4 – сразу перед 5; 2 – худшая отметка”. При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса!
Часто ребятам предлагается самим придумать ассоциации по предложенным методикам, а имея опыт и систему такого запоминания, ребята по собственной инициативе строят свои ассоциации и предлагают другим учащимся и учителю свои варианты. Например: тринадцать государств граничат с Россией – “Тринадцать негритят за границею лежат”, или, площадь России 17,1 млн. кв.км. – “Когда мне исполниться чуть больше 17 лет, я закончу школу и смогу объехать всю страну”, или, самые длинные горы мира – Кордильеры – “Самые длинные коридоры в мире”.
Кроме простых ассоциаций, предлагается запоминание с помощью опорных сигналов, знаков или конспектов. Например, в теме “Рельеф Земли” (7 класс) изучение проводится поэтапно. Ознакомление строения земной коры начинается с карты. Ученики узнают, что с помощью различных цветов на карте изображается возраст земной коры. Усвоить названия геологических эр и поэтапность формирования земной коры позволяют “геологические часы”, на которых с помощью стрелок, секторов, условных обозначений и цвета отображается последовательность образования земной коры.


Рис.1. Геологические часы.

Используя “геологические часы”, столь трудная для понимания тема становится доступной для изучения практически всеми учениками.
Опорный сигнал, обозначающий платформу, заключает в себя определение, а именно – это древнейший (Аr, Pr), устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит твердый кристаллический фундамент (+ + +), покрытый осадочным чехлом ( – – – ):

Рис.2.Опорный сигнал, обозначающий платформу.

.

Крупные рисунки в тетради надолго отпечатываются в памяти учащихся. Поэтому определения воспроизводятся осознанно.
Некоторые этапы урока превращаются в увлекательные игры, где может себя проявить и учитель, и учащиеся. Например, тема урока “Моря России” (8 класс). Эпиграф урока:
“Господин, смотри!
Россию омывают океана три.
Запоминай шутя,
Какие Россию омывают моря!”
В данном эпиграфе один и три (тринадцать) – количество морей России. В процессе объяснения нового выстраиваются такие ассоциации. Моря Атлантического океана: “Черное море зовёт болтаться” – Черное, Азовское и Балтийское. Моря Северного Ледовитого океана: “Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам” – Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Атлантического океана: “Японец охотится на берегу” – Японское, Охотское, Берингово. Море внутреннего стока: “Каспер” – Каспийское.
Рассмотрим еще один вариант.

Моря России

Японский
японское
Охотник
Охотское
Бережливым
Берингово
Чувством
Чукотское
Восстанавливал
Восточно-сибирское
Лапы
Лаптевых
Карликового
Карское
Белого
Белое
Барсука
Баренцево
Балуя
Балтийское
Озорника
Азовское
Черной
Черное
Калиной
Каспийское

А как не забыть 4 океана. Да очень просто. Они спрятались в слове АИСТ (Атлантический, Индийский, северный ледовитый, Тихий).
В слове ОВАЛ закодированы 4 самые крупные реки России: Обь, Волга, Амур, Лена.
Чтобы запомнить все планеты, можно использовать прием рифмизации: Маша – Меркурий, Веником – Венера, Землю - Земля, Мела - Марс, Юра – Юпитер, Сидел – Сатурн, У –Уран, Норы – Нептун, Паука - Плутон.
Использование подобных технологий позволяет повысить качество запоминания на уроках, снижает объем домашней нагрузки, а игровые моменты улучшают психологический климат на уроке. Данные технологии позволяют иметь практически 100% успеваемость по предмету. Методика работы с образами очень многое дает ребенку. Развивается слуховая, зрительная, фотографическая, обонятельная, тактильная память. Закрепляется и расширяется словарный запас слабослышащих обучающихся, совершенствуется речь.

Список литературы.

1.       Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
2.       Омельченко Л.В. Использование мнемотехники в развитии связной речи/Логопед.2008.№ 4.с. 102-105.
3.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001
2021