Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Стародубцев Е.И., Денисенко С.В., Лихошерстов А.В. Применение здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста в ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В данной статье рассмотрены особенности организации спортивно оздоровительной деятельности на уроках физической культуры в детских садах, как целенаправленной и систематически спланированной образовательной деятельности. В статье раскрывается необходимость применения здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования при проведении занятий физической культурой. В статье рассмотрены особенности реализации двигательных компонентов и привития детей в дошкольном возрасте к ценностям физического воспитания через активную двигательную деятельность.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии в детском саду, физическая культура в дошкольных учреждениях, организация спортивно-оздоровительной деятельности.

На сегодняшний день при значительных научных достижениях и высоком социальном развитии общества наблюдается общая тенденция ухудшения здоровья детей. На состояние здоровья человека в детском возрасте влияет множество факторов как биологических, так и экологических, социальных гигиенических и прочих. Согласно последним статистическим данным в России показатели заболеваемости и детской смертности каждый год ухудшаются, несмотря на все реформы здравоохранения и внедрение современных технологий.

Таким образом, проблема здоровья и его сохранения в современном российском обществе стоит более чем остро. Наиболее интенсивное развитие всех систем человеческого организма, а также формирование основ физических и духовных способностей происходит в возрасте до семи лет. Другими словами, закладка основ, в том числе и здоровья человека, происходит именно в дошкольном возрасте.

В соответствии с действующими требованиями федерального образовательного стандарта дошкольного образования, реализуемые в современных детских садах, программы дошкольного образования должны обеспечивать развитие личности и охватывать такие важные аспекты образовательной деятельности как формирование у ребенка стремления к соблюдению здорового образа жизни.

Само словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах работников образовательных учреждений с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Общеизвестным является факт, что недостаточная физическая активность особенно в периоды динамичного роста организма ребенка, когда развитие его мышечной массы и скелета не поддерживается частыми тренировками систем дыхания и кровообращения пагубно сказывается на состоянии его здоровья и физическом развитии в дальнейшем.

В этой связи в качестве одной из приоритетных задач реализации современных программ дошкольного образования, можно обозначить укрепление здоровья детей, создание условий для их психического и физического благополучия. Задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание здоровых, сильных и эмоционально устойчивых детей, поскольку в раннем возрасте ребенок проводит в детском саду около 70% своего времени.

Ведущее место в современной Концепции дошкольного образования посвящено решению проблем, связанных с укреплением здоровья воспитанников. В действующем федеральном образовательном стандарте многократно подчеркивается важность обеспечения образовательной среды, обеспечивающей и физическое, и психическое здоровье ребенка. Значимость обеспечения здоровьесберегающих технологий в детских садах значительно возрастает на фоне общей экологической и социальной напряженности в стране. Для того чтобы обеспечить здоровье детей, необходимо обучить их основам его сохранения и укрепления.

В раннем возрасте процессу овладения навыками сохранения и укрепления здоровья должно уделяться как можно больше внимания, поскольку именно до школы у детей закладываются навыки по формированию здоровья. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Вопрос о том, как правильно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться является актуальным для понимания задач, как педагогов детского сада, так и семьи. В детском саду важнейшая роль по обеспечению здоровьесберегающих технологий отводится на долю инструктора по физическому воспитанию.

Общеизвестно, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Здоровье ребенка - это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Поэтому формирование здорового образа жизни ребенка за счет реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в детском саду имеют ключевое значение для инструктора по физическому воспитанию. К здоровьесберегающим технологиям, реализуемым на уроках физического воспитания относятся:

а) подвижные и спортивные игры;

б) релаксация;

в) гимнастика дыхательная;

г) оздоровительный бег;

д) физкультурное занятие;

е) проблемно-игровые и коммуникативные игры;

ж) технологии музыкального воздействия;

з) технологии коррекции поведения.

Обозначенные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в процессе занятий здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у детей привычку к здоровому образу жизни.

Как известно, ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В процессе ходьбы участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до половины всех мышц человеческого тела. При регулярном соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируется мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, при ходьбе развиваются дыхательная и сердечнососудистая системы, активизируется обмен веществ.

Во время занятий физической культурой при организованной ходьбе группой у детей воспитываются согласованность движений, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях, но и фактор местности.

Многочисленные исследования, проведенные в области физиологии, показали, что медленный бег является эффективным средством улучшения общей физической подготовки, укрепления здоровья детей. Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия по физической культуре на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают детский организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.

Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать физическую нагрузку, поскольку они укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы. В последнее время оздоровительный бег завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей детского организма. В этом беге важно выделить невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок. Движения рук, согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены.

Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма. Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, развивают физическую выносливость так же, как и беговые упражнения.

При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:

1) Определение наиболее адекватной деятельности во время занятий по физическому воспитанию, которая будет способствовать полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

2) Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей на занятиях по физической культуре в организованной и самостоятельной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику физического воспитания в рамках дошкольного учреждения должны внедряться дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносится нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию.

Важнейшее место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре, являясь основной формой дошкольного обучения по освоению двигательных навыков и развития оптимальной двигательной активности детей. В этой связи для реализации здоровьесберегающих технологий рекомендуется проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня.

Конечно, процесс формирования и привития ребенку здорового образа жизни зависит не только от инструктора по физическому воспитанию. Приобщать ребенка к здоровому образу жизни необходимо и родителям, и воспитателям, но, конечно, особая решающая роль в данном процессе, при всех усилиях работников дошкольного образовательного учреждения принадлежит семье. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Поэтому важно наладить взаимодействие с родителями и семьей, которые будут создавать для ребенка такие домашние условия, которые будут не только охранять детский организм от вредных влияний, но и способствовать повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
(Дата обращения 29.11.2022)

2) Нечепай О.Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu (Дата обращения 29.11.2022)

3) Попов А.В. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. – Наука-2020. №1 (37) 2020 – URL: file:///C:/Users/%D0%BE%D0%BB%D1%8F/Downloads/organizatsiya-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.pdf (Дата обращения 29.11.2022)

4) Куренных Е.Н. Комплексное решение сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-reshenie-sohraneniya-ukrepleniya-i-formirovaniya-zdorovya-doshkolnikov(Дата обращения 29.11.2022)

5) Коровникова Ю.Г. Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения. \\ Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (21), - 2013. С.137-144
2022