Исследовательская и проектная деятельность

Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД

Библиографическое описание:
Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

План.

1. Что включают познавательные УУД.

2. Содержание учебно-исследовательской деятельности.

3. Из опыта работы: как организовать учебно-исследовательскую деятельность, чтобы сформировать УУД.

Зачем формировать познавательные УУД?

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира.

1. Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- моделирование.

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные универсальные учебные действия предполагают:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

2. Учебно-исследовательская деятельность:

Педагогам, также важно помнить разницу между учебным и научным исследованием. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке, главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза и др.

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД:

- игра «да-нетка»;

- чтение со стопами;

- вопросы к тексту, к теме, разделу;

- составление таблиц;

- творческое домашнее задание (кроссворд, сказка, басня, тематический сборник, опорные сигналы и пр.);

- пресс- конференция;

- проект, газета, журнал;

- семинар;

- реферат;

- учебно-исследовательская работа;

- олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД
2023