Библиографическое описание:
Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
План.
1. Что включают познавательные УУД.
2. Содержание учебно-исследовательской деятельности.
3. Из опыта работы: как организовать учебно-исследовательскую деятельность, чтобы сформировать УУД.
Зачем формировать познавательные УУД?
Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира.
1. Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- моделирование.
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные учебные действия предполагают:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
2. Учебно-исследовательская деятельность:
Педагогам, также важно помнить разницу между учебным и научным исследованием. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке, главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза и др.
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД:
- игра «да-нетка»;
- чтение со стопами;
- вопросы к тексту, к теме, разделу;
- составление таблиц;
- творческое домашнее задание (кроссворд, сказка, басня, тематический сборник, опорные сигналы и пр.);
- пресс- конференция;
- проект, газета, журнал;
- семинар;
- реферат;
- учебно-исследовательская работа;
- олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД
Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
План.
1. Что включают познавательные УУД.
2. Содержание учебно-исследовательской деятельности.
3. Из опыта работы: как организовать учебно-исследовательскую деятельность, чтобы сформировать УУД.
Зачем формировать познавательные УУД?
Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира.
1. Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- моделирование.
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные учебные действия предполагают:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
2. Учебно-исследовательская деятельность:
Педагогам, также важно помнить разницу между учебным и научным исследованием. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке, главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза и др.
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД:
- игра «да-нетка»;
- чтение со стопами;
- вопросы к тексту, к теме, разделу;
- составление таблиц;
- творческое домашнее задание (кроссворд, сказка, басня, тематический сборник, опорные сигналы и пр.);
- пресс- конференция;
- проект, газета, журнал;
- семинар;
- реферат;
- учебно-исследовательская работа;
- олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.Толстых О.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одна из форм формирования познавательных УУД