Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf
Выявление и развитие социальной одаренности имеет огромное значение для жизни нашего общества во всех аспектах. В политике и промышленности, науке и образовании — везде нужны люди, которые могут вести за собой других, организовывать их взаимодействие, координировать их действия, влиять на взаимоотношения, на отношение к делу, к способам его выполнения. Развитие таких способностей, которые принято называть социальными способностями, может проявиться в дальнейшем как социальная одаренность, которую Н. С. Лейтес [1] определяет, как умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми. Высокий уровень социальных способностей позволяет быть яркой человеческой индивидуальностью, способной понимать, ладить с другими, способной проявлять инициативу, показать образцы деятельности, то есть быть лидером, обладать лидерской одаренностью, что рассматривается как одно из проявлений социальной одаренности А.М. Матюшкин [2].
Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в науке и образовательной практике. Дух лидерства свойственен природе каждого ребенка. Но для раскрытия лидерских качеств подростковый возраст является одним из самых важных периодов жизни. Именно в этом возрасте ярко проявляются особенности характера и индивидуальность человека, идет поиск себя и своего места в жизни, определение своих склонностей и способностей, которые потом влияют на формирование личности в разных сферах жизни. Однако очень часто подростки или не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, или имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, или, зная о таких способностях, не умеют и не имеют возможности их реализовать.
Чтобы избежать таких крайностей важно сформировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, основные принципы поведения, показать возможность реализации своих способностей в социально-значимой деятельности. При этом важно учитывать, что социальная компетентность лидера не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений. Молодые люди должны уметь актуализировать полученные знания и опыт в конкретной ситуации, мобилизовать свои способности, то есть должна быть организована такая деятельность, в которой они могли бы регулярно осваивать и применять полученные социальные знания и навыки. Решением этой задачи может стать правильно организованная социальная практика. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на становление социально-ценностных отношений подростка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания, самовоспитания. Возможность пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результат своего труда – вот одно из важнейших условий творческого развития способностей и лидерского потенциала.
Система дополнительного образования имеет большие возможности в развитии социальной одаренности. Организация социальной практики в программах дополнительного образования способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в дальнейшем ее становлении. В этом плане на наш взгляд заслуживает внимания опыт работы детского педагогического отряда, который был создан на базе МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Индустриального района города Барнаула в октябре 2011 года. Отряд назван необычно - «От души». В этом названии отразилась и позиция организаторов, и желание детей заниматься интересным, а главное, таким нужным делом. Работа в объединении осуществляется в рамках образовательной программы для детей старшего подросткового и юношеского возраста, которая способствует формированию самостоятельной личности, позволяет выявить социально активных подростков, формировать их активную жизненную позицию, раскрыть лидерский потенциал участников. Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Поскольку в социально-педагогической работе требуется все более высокий уровень профессионализма, подготовка бойцов педотряда ведется на серьезном компетентностном уровне и включает в себя три главных компонента: информационный, операционный, практический.
Информационный (познавательный) компонент подразумевает сообщение информации педагогами и накопление-переработка учащимися полученной информации, необходимой для участия в решении организаторских задач. В содержание программы заложено изучение теоретического материала, который становится основой для эффективного осуществления социальной практики: знания основ социально-культурной и досуговой деятельности; знания основ педагогики; знания возрастных особенностей детей, психологических особенностей личности, группы, коллектива; знания нормативно-правовой базы деятельности вожатого и требований к личности вожатого и т.д.
Операционный компонент подразумевает формирование организаторских навыков и умений в смоделированной ситуации, когда в рамках практической деятельности на занятиях учащиеся отрабатывают модели поведения в различных ситуациях, анализируют альтернативные способы решения конфликтных ситуаций, приобретают навыки применения полученных знаний.
Но, как уже было отмечено выше, социальная компетентность лидера должна основываться на практической деятельности.
Предлагая различные формы социально-значимой деятельности, программа детского педагогического отряда «От души» становится для ребят площадкой социальной практики по нескольким направлениям.
На сегодняшний день педагогический отряд «От души» включен в активную социальную деятельность в течение всего года. Программа построена таким образом, что каждый ее участник имеет возможность проявить себя в качестве лидера, попробовав себя в роли ведущего детских праздников и мероприятий, организатора акций и коллективных массовых дел, поработав вожатым в пришкольном лагере дневного пребывания или в загородных оздоровительных лагерях. Вначале бойцы педотряда работают с небольшими группами воспитанников Центра и выполняют конкретную, поставленную перед ними задачу в подготовке небольших досуговых мероприятий. Они отвечают за эмоциональный настрой участников, распределяют обязанности, пишут мини сценарии, готовят необходимый реквизит и костюмы и т.д. Организованная таким образом практика способствует формированию у юных вожатых умений работать с детским коллективом, заинтересовывать и увлекать ребят общим делом; умений сплотить детский коллектив. Затем они включаются в работу по организации более масштабных мероприятий, выполняя роль ведущих, аниматоров, организаторов игр. Позже воспитанники педотряда выходят на уровень частично – самостоятельной подготовки массового мероприятия. Все ранее сформированные компетенции выводятся на качественно новый уровень ответственности и сознательности: уметь придумать творческий замысел, образ, идею мероприятия; приводить материал в соответствие с заявленной формой мероприятия; формировать у себя потребность пользоваться в жизни основами сценической культуры; осознавать необходимость повышения общей культуры, как человека, который все время на виду, с которого берут пример. После такой расширенной практики члены педотряда уверенно работают в качестве вожатых в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, где они получают высокую оценку за свою деятельность. Сегодня они стали востребованными каждый сезон.
Кроме работы в учреждении педотряд является инициатором и организатором многих социально-значимых дел в районе и городе. Количество таких дел исчисляется десятками. Это Слёт добровольческих формирований «Созвездие горячих сердец», Конкурс социальных проектов «Твори добро», Конкурс детских педагогических отрядов «Новая волна», городской обучающий сбор детского актива «ЭРА +», краевая акция «Мое первое доброе дело» в рамках Дня добровольца, благотворительные акции в помощь больным детям, для воспитанников детских домов, в помощь приюту для животных «Ласка» и др. В последние два года это еще и многие значимые мероприятия, проводимые в рамках Российского движения школьников (РДШ).
Воспитанники педотряда выполняют все необходимые при организации функции. А именно: готовят команды наряду с педагогами, пишут сценарии, подбирают и делают монтаж фонограмм, готовят фильмы и презентации, творческие номера, разрабатывают обучающие мастер-классы для активистов школ, выполняют роли кураторов делегаций, ведущих, ведут обучающие секции, осуществляют фото- и видеосъемку и многое другое. Эта большая работа уже стала привычной для них, так как мероприятия проходят практически ежемесячно. Они проводят традиционные дела, придумывают новые сами. Проделывая эту работу, подростки постоянно учатся. Каждый вожатый второго и третьего года обучения берет себе в помощники новичков, учит их на деле, давая поручения и отслеживая выполнение. Они на своем опыте узнали, что такое практика, поняли ее ценность и поэтому активно работают с новичкам, вместе планируют, проводят, затем анализируют, что и как получилось.
Особенностью организации социальной практики в педагогическом отряде «От души» является возможность взаимодействия учащихся не только с детскими возрастными категориями. Организуя мероприятия и акции, участники программы получают опыт эффективного взаимодействия с различными возрастными категориями, что впоследствии может оказать положительное влияние на их социальную успешность. Имея опыт самостоятельных, социально-значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества, ребята могут продуктивно осваивать возможности активной полноценной взрослой жизни. Этому способствует и возможность участия в социальных проектах города и края. Здесь подростки могут реализовать потребность включиться в социально-значимую деятельность, организуемую взрослыми, компетентными в этой области. Например, несколько лет бойцы педотряда сотрудничают с Центром Спортивного Добровольчества «Лидер», Алтайским Краевым Союзом детских и подростковых организаций. Активно включились в реализацию уникального проекта Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края «Услышать – просто», посвященного проблеме восприятия мира слабовидящими и незрячими детьми. Такое участие в работе волонтерских движений впоследствии поможет заинтересованным ребятам включиться в деятельность волонтерских организаций.
Разнообразная деятельность, организуемая в социальной практике педагогического отряда, способствует формированию активного отношения к жизни, позволяет ребятам освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение, осознание групповой принадлежности, чувство ответственности за себя и других. Члены педотряда смело используют новые идеи, формы и методы. Для них новации такое понятие, которое они применяют постоянно в практической деятельности. Им не знакома косность. Поэтому все их идеи поддерживаются и включаются в план работы Детско-юношеского центра, районной детской общественной организации, движения РДШ.
Яркость, самобытность отряда, его дела, сложившиеся традиции делают его привлекательным для подростков. Состав детского педагогического отряда увеличивается с каждым годом. Сегодня уже более ста подростков гордо называют себя педотрядовцами. А первые выпускники отряда, уже студенты, продолжили заниматься любимым делом, создав студенческий отряд «Союз». Они остаются наставниками и лучшими друзьями детского педагогического отряда «От Души».
За девять лет сделано и достигнуто немало. Многие яркие личности смогли себя проявить, раскрыть в себе неординарные лидерские способности, таланты. Непохожие на других, каждый – индивидуальность. Есть среди членов педагогического отряда лидеры-организаторы, лидеры-вдохновители, лидеры-инициаторы, эмоциональные лидеры, лидеры-действия. Их исключительные качества и способности в сфере социальной активности и организации подтверждаются высокими результатами на краевых и Всероссийских конкурсах юных волонтеров и активистов детского общественного движения. Воспитанники педотряда не один раз побывали на сменах во Всероссийских детских центрах «Орлёнок», «Артек», «Океан» и «Смена». Два выпускника отряда работали вожатыми смены во Всероссийском детском центре «Орленок». Популярность и авторитет ребят из детского педагогического отряда выросли настолько, что уже несколько лет подряд на Ассамблее районной детской общественной организации ее Президентом и главным советником Президента становятся воспитанники ДПО «От души».
Педотряд часто приглашают на свои мероприятия взрослые педагогические отряды, ребята были гостями и участниками Краевого слета студенческих отрядов, Международного слета студенческих педагогических отрядов, межрегионального Сбора «Лидер Алтая» и др.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что такая форма работы в дополнительном образовании, как детский педагогический отряд, способствует формированию самостоятельной личности, позволяет выявить социально активных подростков, раскрыть лидерский потенциал участников, формировать их активную жизненную позицию. А имея достаточно высокие результаты деятельности, можно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о развитии социальной (лидерской) одаренности подростков.
Литература:
1. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
2. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи/Материалы Всесоюзной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». М., 1991.
3. «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.