Современный подход к изучению детского творчества характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда. В физическом воспитании, развитии и укреплении здоровья дошкольников, плавание занимает особое место. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. В дошкольном возрасте значительное количество детей имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Ребята большую часть времени проводят в статичном положении (у стола, у компьютера и телевизора) это увеличивает нагрузку на отдельные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Исходя из интереса детей к плаванию, к плаванию под музыку, были разработаны «Музыкально-ритмические композиции» с элементами плавания. Плавание развивает гибкость, формирует правильную осанку. Занятия плаванием развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма. Плавание — органично сочетает силу и грацию движений, открывает удивительные возможности совершенствования физической и эстетической культуры человека. Это один из самых утончённых видов спорта. Плавание несет высокий оздоровительный эффект. Занятия плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают функционирование мышечно-связочного аппарата. Вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Благотворное влияние на психофизическое состояние детей, оказывают водные процедуры, сопровождающиеся положительными эмоциями. Отличительной особенностью музыкально-ритмических композиций в воде является интеграция физических, эстетических, художественно-творческих и психо-эмоциональных способностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию. Главная цель при обучении детей музыкально-ритмическим композициям: объединить полученные навыки детей на занятиях музыкой с занятиями по обучению плаванию. Основные задачи, которые решаются при обучении детей плаванию под музыку это: 1. Укрепление здоровья ребенка: закаливание детского организма; приобщение к ЗОЖ; адаптация к водной среде; 2. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в бассейне, перестраиваться в круг, становиться друг за другом); совершенствование плавательных умений и навыков; воспитание выносливости, развитие силы; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений; 3. Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, ее содержание; развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти; 4. Развитие творческого воображения и фантазии: развитие способности к импровизации в движении; 5. Развитие психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов (умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом, формой музыкального произведения по фразам); развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям (радоваться успеху других детей и переживать, если кто – то упал или уронил предмет во время движения); воспитание умения вести себя в группе во время движения; формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Основной формой проведения образовательной работы является групповое и индивидуальное занятие. Занятия проводятся один раз в неделю, с группой детей 8-10 человек. Структура организации образовательного процесса традиционная: подготовительная, основная, заключительная. Подготовительная часть – 5-10 мин., основная часть – 10-15 мин., заключительная часть – 3-5 мин. В подготовительной части занятия осуществляется начальная организация детей, сосредоточивание их, внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части занятия. Это достигается с помощью различных видов ходьбы, бега, специальных упражнений, музыкальных игр. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные профилактические задачи. Основная часть занятия занимает большую часть времени. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца на воде; разучиваются элементы композиции танца, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. При разучивании композиции используется принцип этапности. Композиции составляются с учетом умений и навыков детей. В заключительной части занятия решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 3-5 минут. Нагрузка здесь значительно меньше. Сюда относятся: упражнения в растягивании и расслаблении мышц, спокойные музыкальные игры, танцевальные движения малой интенсивности. Огромное значение при обучении детей музыкально-ритмическим композициям на воде уделяется взаимодействию с инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями. Инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель включают в свои занятия элементы упражнений, «на суше» выполняют вместе с детьми музыкально-ритмические композиции, придумывают и разучивают упражнения под музыку. Учатся читать схемы, выстраивая по ним музыкально-ритмические композиции. В совместной деятельности воспитатели и инструктор по физической культуре вместе с детьми рисуют схемы упражнений; Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению, так как это – существенная сторона красивых движений детей на воде. Оно повышает выразительность двигательных действий в воде, способствует согласованию движений коллектива. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. В воде невозможно быстро передвигаться, поэтому музыка звучит плавная, мелодичная по темпу, что дает возможность детям непринужденно и свободно строить ритмические композиции на воде. Музыкальные композиции, которые можно использовать на воде: «Вальс цветов»: Музыка: Оркестр Поля Мориа «Звезды в твоих глазах» Цветы – кувшинки. 1. «Спуск в воду». И. п. стоя в шеренге. Кружась, встают в одну шеренгу. Берут друг друга за руки. 2. «Торпеда». И. п. стоя, держась за руки. Приседают, отталкиваются ногами, ложатся на грудь. Проплывают, работая ногами в стиле «кроль» до центра бассейна. 3. «Цветок раскрывается, закрывается». И. п. стоя в кругу, держась за руки. Руки поднимают вверх, делают наклон вперед – выдох в воду. Выпрямляются и прогибаются назад, руки поднимают вверх – делают вдох (4 р.) 4. «Стрелочка на спине – лепестки оторвались». И. п. стоя в кругу, руки вверх «стрелочкой». Ложатся на спину, отталкиваясь ногами, плывут назад. 5. «Стрелочка». И. п. – основная стойка. Ложатся на грудь, отталкиваются ногами, плывут к центру круга. 6. «Линия». И. п. – стоя в кругу, держась за руки, один ребенок в центре круга. Поочередно приседают под воду с выдохом в воду (3 р.) 7. «Много цветов». И. п. стоя, руки вверх. Кружатся, двигаясь в свободном направлении. 8. «Цветы распустились». И. п. дети располагаются в разных местах бассейна. Выполняют упражнение «поплавок». Не вставая на ноги, выполняют упражнение «Звездочка»(4 р.) 9. «Собираем букет». И. п. – основная стойка. 10. «Стрелочка» — отталкиваются от дна бассейна и скользят. Образуют круг. Поднимают руки вверх и идут по кругу. 11. «Много цветов». И. п. – основная стойка. Поворачиваемся спиной друг к другу, опускаем цветы на воду, и покачиваемся из стороны в сторону.
Список литературы:
1.Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 2.Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ/ Под ред. Н.В. Микляевой. -М.: АРКТИ, 2011. -104с. 3.Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/Под ред. А.А. Чеменевой. -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -336 с.