Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Васильев С.А., Леонтьев Д.Н. Воспитание толерантности и патриотизма обучающихся на занятиях истории

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Наше общество ставит перед педагогом задачу - воспитать высоконравственного, самостоятельного, образованного, толерантного, способного нести ответственность за судьбу своей страны человека. Система профессионального образования в Российской Федерации призвана готовить гражданина новой формации, полностью соответствующего стандартам современного информационного общества, способного адекватно реагировать на быстро меняющуюся окружающую действительность. Современная система образования в России основывается на наследии советского образования, которое по качеству было одним из лучших в мире, но переходный период от СССР до современности заметно отразился на требованиях, предъявляемых к выпускникам. Окружающая действительность подтверждает, что воспитание является важнейшей составляющей становления личности, и заменить его чем-либо невозможно. Так же следует обратить внимание на вопрос самовоспитания, критически относиться к решениям предлагаемым нам некоторыми иностранными государствами (прежде всего можно привести пример стран Запада), где вопросы молодого поколения становятся все острее, классический пример - массовое убийство в школе «Колумбайн» - спланированное нападение двух учеников старших классов школы «Колумбайн» на остальных учеников и персонал этой школы, совершённое 20 апреля 1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя) и ранили ещё 23 человека, после этого нападавшие застрелились сами.
Результат любого дела зависит, прежде всего, от правильной постановки цели, планирования, постоянного анализа и контроля. Общество XXI века предъявляет особые требования к образовательной системе. Это особенно актуально вследствие усиления политического и информационного давления стран Запада на Россию и ее союзников.
Традиционно, в России много внимания уделяется воспитанию патриотизма. Патриотизм — это нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям, стремление защищать интересы своего народа, часто жертвуя своими. Руководство Российской Федерации предпринимает значительные усилия, чтобы молодежь вырастала настоящими патриотами страны (в стране проводится множество патриотических акций, созданы различные интернет ресурсы, в том числе АИС «Молодежь России»). Одновременно с этим большое внимание уделяется формированию. Толерантность обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает так же принятия мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть не толерантными. Особо важным фактором формирования и развития толерантности и патриотизма являются уроки истории. Педагоги обязаны воспитывать толерантность и патриотизм на всех уроках, мы хотим привести несколько примеров, так при изучении истории XVIII века тема «Россия в эпоху преобразований Петра I», где студентам предлагается назвать личностные качества императора: выдающийся военный стратег, отличный дипломат, рачительный хозяин. Учащиеся делают выводы, что Петр I модернизировал армию, создал военно-морской и торговый флот, одержал ряд крупных побед, которые позволили России войти в ряд великих держав. Рекомендуется зачитать отрывки из произведения Алексея Толстого «Россия молодая», в конце урока учащиеся читают стихи посвященные Петру Великому.
Следует обратить внимание, что особые условия в воспитании патриотизма формируются при изучении тем, связанных со Смутным временем. Исследуя различные исторические документы, учащиеся должны уяснить, что в это сложное время все патриотические силы, весь русский народ, объединённые идеями свободы, территориальной целостности, сохранения независимости, изгнали интервентов из пределов Отечества. Изучая эти темы необходимо рекомендовать написание рефератов о проявленном мужестве и патриотизме в ходе этих событий.
Преподаватель несет моральную ответственность за воспитание обучающихся в духе патриотизма и толерантности. Изучая тему «Великая Отечественная война» на основе исторических источников, студенты имеют возможность ознакомиться с примерами проявления героизма наших соотечественников различной национальности.
Патриотизм - неотъемлемая часть гражданского самосознания. В нашем техникуме был проведен опрос «Что означает для вас быть патриотом», в ходе него выбрали вариант ответа «быть готовым защищать Россию» - 32 %, «уважать традиции и культуру России» - 21%, «Любить и гордиться Родиной»-44 %, свой вариант ответа - 3 %.
При изучении темы «Распад СССР» целесообразно провести семинар. Преподаватель определяет цель семинара: представить распад государства как крупнейшую геополитическую катастрофу XX века, выявить причины и определить последствия этого явления. На основе документов следует аргументировать свое отношение к этому процессу и отразить свое мнение. Преподаватель должен акцентировать внимание на межнациональных конфликтах, происходивших в это время на фоне распада страны.
Почему это стало возможно? Как единый советский народ, победивший фашистскую Германию, стал распадаться на части? Ответ заключается, среди прочих причин, и в степени воспитанности общества. Сегодня модно говорить о толерантности, но есть категория людей, которая не видит и не слышит своих близких, не говоря об остальных людях. В качестве примера, можно привести поведение некоторых студентов, которые законные и справедливые требования воспринимают как давление и насилие, отвечая грубостью, а порой и жестокостью. Необходимо в подобных случаях подходить к решению конфликта очень щепетильно и осторожно, и решать его путем диалога, возможно с привлечением социального педагога и/или психолога. Самое главное понять причину произошедшего и устранить её, при этом, не вдаваясь в крайности.
Всем знакома избитая истина «око за око», жестокость порождает только жестокость и боль, поэтому педагоги, наряду с семьей и обществом, должны всячески способствовать развитию гуманности и толерантности.
Достаточно актуальной темой сегодняшнего дня являются взаимоотношения с Украиной и тлеющем на юго-востоке этой страны конфликте. Преподаватель должен обратить внимание детей на то, что это политический конфликт, от которого страдают в первую очередь рядовые граждане Украины, должен научить анализировать информацию, чтобы разделять правду ото лжи (имеются в виду западные интернет-ресурсы, телевидение, радио и периодическая печать). Преподаватель на убедительных примерах должен показать все пагубность последствий этого конфликта. В этом контексте целесообразно показать, что Российская федерация предпринимает все усилия для облегчения участи жителей Донецка и Луганска, например президент России Владимир Путин своим указом упростил​ процедуру предоставления российского гражданства жителям этих областей. Необходимо сделать акцент, что Украина многонациональное государство, и притеснение одних, в том числе и по языковому принципу, неизбежно вызывает сопротивление.
В конце занятия преподаватель должен подчеркнуть, что конфликт на юго-востоке Украины может быть решен, опираясь на следующие факторы:
1) В этом конфликте отсутствуют религиозная и этническая составляющие, как сказано выше - это политический конфликт.
2) Существует четкий и ясный план решения – «Минский формат».
Изучая историю, обучающиеся помимо освоения учебной программы обязательно должны изучать историю своей малой Родины, встречаться с ветеранами - это является важным фактором воспитания нравственности, толерантности и патриотизма.
Для развития нравственности, толерантности и патриотизма нужно в существующих учебниках, пособиях увеличить количество материала, показывающего студентам смысл современных реформ и реализуемых национальных проектов. Одобренные Министерством просвещения РФ рабочие программы, стандарты и учебники обязательно должны содержать воспитательно - патриотические элементы и предусматривать меры по их реализации.

Библиографический список

1.       Быков А. Проблемы патриотического воспитания. // Педагогика.-2006.-Nr.2, с.37-42.
2.       Луговинов В. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. //Педагогика.-2006.-Nr. 5, с.52-59.
3.       Степанов П. Воспитание толерантности у школьников; теория, методика, диагностика. // Под ред. Л.И. Новиковой.-Москва.-АПК и ПРО, -2005. С.36-55.
2019