Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Гимазова А.Ф. Проблема трудового воспитания в педагогической теории В.А. Сухомлинского

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf

Аннотация:
В данной статье особое внимание обращается на то, как в трудах замечательного педагога В.А. Сухомлинского освещены проблемы трудового и нравственного воспитания учащихся.
Ключевые слова: В.А. Сухомлинский, трудовое воспитание детей, нравственное воспитание, формирование умений и навыков, трудовая подготовка.
Трудовое воспитание закладывает основу будущей жизни человека. В современных условиях трудовое воспитание - это получение трудовых знаний, умений, навыков, развитие трудолюбия и способности в различных сферах труда добиться успеха.
«Золотой фонд» идей, положенных в фундамент трудового обучения детей, составляют важные положения, выраженные в работах отечественного педагога-гуманиста XX века В.А. Сухомлинского. Идеи выдающегося педагога включены в отечественную сокровищницу педагогического опыта и сегодня определяют своеобразный пунктир пути дальнейшего развития трудового обучения школьников. Активность и самодеятельность воспитанника — важнейший закон воспитания, нашедший отражение в педагогической практике выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970). Гуманистические воззрения В.А. Сухомлинского занимают особое место в разработке основ трудового воспитания. Павлышская средняя школа, которой В.А. Сухомлинский посвятил более двух десятилетий своего труда и вдохновения, расположена на окраине большого украинского села Павлыш, утопающего в садах. «Школьный участок в пять гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям, к небольшой реке, окружен полезащитными дубравами и рощами, выращенными детьми. Рядом со школой спортивный стадион, обсаженный яблонями, усадьба утопает в ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насаждениях руками педагогов и поколений воспитанников создан здоровый, специфически лесной микроклимат. В отдельном корпусе размещены физический, химический, биологический кабинеты, рабочие комнаты по электротехнике, радиотехнике, автоматике с богатым оборудованием, рассчитанным на индивидуальные занятия. В Павлышской средней школе было правило – все, что школьники могли сделать своими руками, они делали сами: строили парты, шили шторы и т.д. Конечно, это было вызвано еще и послевоенной тяжелой обстановкой, но все же Павлышская школа отличалась от других. Изделия школьников выглядели чуть хуже фабричных, но все же были функциональными. Представить только гордость детей, которые, заходя в школу, видят что-то, сделанное своими руками! Насколько это меняет отношение к школе. И слова – «Школа – наш общий дом» становятся уже не просто словами, а правдой.
В.А. Сухомлинский был глубоко убеждён в том, что школьный возраст в большой мере предопределяет будущее человека. В детство уходят своими корнями все добрые чувства. В детстве формируются чуткость, впе- чатлительность души. На эти годы приходится наиболее интенсивный отрезок человеческой жизни, и «если упущены детские годы — упущенного никогда не наверстаешь» [2, с. 92]. Следовательно, именно в детстве человек должен пройти «школу воспитания добрых чувств», жить богатой духовной жизнью. Согласно В.А. Сухомлинскому, «духовная потребность ребёнка отдавать своё сердце людям», одухотворять, оживлять всё вокруг себя не является врождённой — это то первое человеческое, что передают люди маленькому существу, которое пришло в мир и стремится стать человеком». В теоретических работах, обобщающих личный опыт работы педагога и отражающих его педагогические размышления, основательно раз- рабатывается вопрос о воспитании потребности ребёнка в труде во имя блага общества, безвозмездном труде, который «входит в духовную жизнь», «наполняет жизнь высоким нравственным вдохновением». Вместе с этим Василий Александрович отмечал, что труд влечёт переживание ребёнком чувства гордости, чести, достоинства, становится источником радости лишь тогда, когда человек обнаруживает в нём возможности раскрытия своих способностей, таланта [1, с. 316]. Педагог уделяет исключительное внимание вопросу о самоценности детства. В этом важнейшем периоде человеческой жизни В.А. Сухомлинский видел не подготовку к будущей жизни, а настоящую, яркую, самобытную, неповторимую жизнь [2, с. 16]. В.А. Сухомлинский писал: «Годы обучения в школе — это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разго- вором лишь в том случае, когда ребёнок живёт богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра» [1, с. 106]. Школьное обучение и воспитание должно предоставлять детям простор для развития их естественных сил.
Важнейшей эмоциональной ситуацией В.А. Сухомлинский называл «материальное воплощение добрых чувств», труд для радости других людей. По замыслу педагога, завершение труда должно вести к ситуации, которая обостряла бы тонкость ощущения духовного мира другого человека; ситуации, которая становится «окошком», открывающим эмоционально-эстетический мир человека. Человек по-настоящему ощущает, что он живёт, когда переживает духовное удовлетворение от того, что творит. Но и труд не воспитывает, если в нём не принимает участие сердце, если человек ничего не создаёт своими руками для радости своей и радости других людей. Именно поэтому педагог в своей практике создавал условия, в которых каждый его воспитанник чем-то дорожит, что-то оберегает, о чём-то заботится. «В первую весну своей школьной жизни, — рассказывает Василий Александрович, — ребята посадили «Сад матери» — 31 яблоню и столько же кустов винограда. Труд в «Саду матери» одухотворялся мечтой — принести радость старшим, родителям. Отдельные дети ещё не знали всей глубины этого благородного человеческого чувства — любви к родной матери. Я стремился у каждого ребёнка пробудить это чувство. Галя посадила дерево для мачехи, Сашко — для бабушки, Витя — для тёти. Никто не относился к труду равнодушно. Весной и летом дети поливали растения, уничтожали вредителей. Яблони и виноградные кусты зазеленели. На третий год появились первые цветы, завязались первые плоды. Каждому хотелось, чтобы плоды на его дереве созрели побыстрее. Для меня было большим счастьем то, что Толя, Тина, Коля радовались: на их деревьях созревали сочные яблоки, на виноградных кустах наливались янтарные гроздья. Дети срывали созревшие плоды, несли их матерям. Это были незабываемые дни в жизни ребят. Помню, какой лаской засветились глаза у Коли, когда мальчик снял с дерева яблоки, чтобы понести их матери. Ни к какой работе дети не относились с такой трогательной заботой, как к уходу за этими деревьями. Дождаться первых плодов от яблони, снять их, понести матери — это не просто трудовые процессы, которые ребята выполняли один за другим. Это ступеньки нравственного развития, поднимаясь по которым, дети переживают красоту того, что они делают» [2, с. 255–256]. Труд, направленный на создание радости другого человека (отца, матери, учителя, друга), дарящий переживание личного счастья и гордости в связи с этим, В.А. Сухомлинский назвал школой добрых чувств, источником человечности, чуткости, сердечности. Мы согласны с тем, что приобщая детей к труду, осуществляется воспитание гуманистических качеств личности.
В.А. Сухомлинский выводит важные педагогические принципы трудового воспитания, и сегодня применяемые в педагогической практике, в воспитательной работе с подрастающим поколением: • раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде; • высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность; • раннее включение в производительный труд; • многообразие видов труда; • постоянность, непрерывность труда; • наличие в детском труде черт производительного труда взрослых; • творческий характер труда, сочетание разума и рук; • преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков; • посильность трудовой деятельности; • всеобщий характер производительного труда; • единство трудового воспитания и общего развития — нравственного, интеллектуального, эстетического, физического, а также единство труда и многогранной духовной жизни. «В воспитании, — напоминает учительству В.А. Сухомлинский, — нет разрозненных вещей, действующих на человека изолированно» [2, с. 12). Выработанные В.А. Сухомлинским принципы прежде всего нашли отражение в собственной педагогической практике Василия Александровича, в его долголетнем труде практического педагога. В.А. Сухомлинский был убеждён, что общеобразовательная школа не должна ставить целью дать ученикам профессиональную подготовку, но должна дать человеку умения и навыки, которые помогут ему сознательно выбрать профессию, раскрыть в труде свои задатки, способности, наклонности: «Ученик, окончивший среднюю школу, должен лишь ориентироваться в главных отраслях производства и владеть умениями и навыками, облегчающими сознательный выбор специальности» [1, с. 332–333]. Необходимые для сознательного выбора профессии умения и навыки ученики Павлышской школы приобретали, во-первых, в процессе труда по желанию и выбору ученика — внеклассного трудового обучения, которое осуществлялось в кружковой работе. В школе не было ни одного ученика, который не трудился бы в том или ином техническом или сельскохозяйственном кружке. Вот почему важно, чтобы ученик в процессе трудового воспитания не просто усвоил какие-то навыки на среднем уровне, а нашел бы себе такое дело, в котором превзошел бы других учеников. И каждый стал бы в своем деле лучшим. Труд,в толковании В.А.Сухомлинского, - это элемент духовной жизни. Из этого следует закономерность: чем выше уровень духовной жизни ребёнка, тем большую радость ему приносит работа. У него раскрываются способности, талант, утверждается чувство человеческого достоинства. Педагог был уверен, что социальный и нравственный прогресс общества зависит от того, как люди, составляющие общество, относятся к труду, находят они в нём только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной и интересной духовной жизни. Именно поэтому он положил в основу воспитательной работы такое правило: ребёнок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, создании материальных и духовных ценностей для человека, для общества.
Мы видим, что одной из проблем идеи всестороннего развития является подготовка учащейся молодёжи к труду. Педагога волновало то, что деятельность школы оценивалась количеством выпускников, которые поступили в высшие учебные заведения. При таком подходе к работе школы, у учащихся формировалось негативное отношение к «черновому» повседневному труду земледельца или рабочего. В.А. Сухомлинский подчеркнул, что обыденного и возвеличенного труда не бывает. Каждая работа требует индивидуальных способностей, таланта, затрат физических и духовных усилий. Тот, у кого воспитано пренебрежительное отношение к «черновой» работе, никогда не сможет добиться успехов в том или ином виде деятельности. Ведь жизнь - это труд.
Литература
1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979–1980. — Т. 4. — С. 7–410.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979–1980. — Т. 3. — С. 7–297.
2019