НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Василик А.А. Роль пальчиковых игр в развитии речи у дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем зону, отвечающую за речь.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, следовательно, воспитателю необходимо владеть системой игр, развивающих речь детей. Осуществить задуманное помогут пальчиковые игры.
Как играть в пальчиковые игры? Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5 - 7 игр, один раз в неделю, добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.
Когда же проводить пальчиковые игры?
Можно во время утренней зарядки, предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, можно уделить немного времени и мышцам рук; перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки; на физкультминутках – они позволяют расслабить мышцы руки, дать и отдохнуть.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы. Рассмотрим некоторые из них.
Игры – манипуляции.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
1. «Ладушки-ладушки…», «Сорока - белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
2. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
1. «Пальчики здороваются»: подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
2. «Распускается цветок»: из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
3. «Грабли»: ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
4. «Ёлка»: ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г и другие.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Упражнения предназначены для стимуляции нервных центров разных отделов головного мозга.
1. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
2. «Кулак – ребро – ладонь»: последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
3. «Ухо – нос»: левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
4. «Симметричные рисунки»: нарисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
5. «Горизонтальная восьмёрка»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,
затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
1. «Помоем руки под горячей струёй воды»: движение, как при мытье рук.
2. «Надеваем перчатки»: большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
3. «Засолка капусты»: движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
4. «Согреем руки»: движения, как при растирании рук.
5. «Молоточек»: фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
6. «Гуси щиплют травку»: пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Речевое развитие дошкольников включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Игра – единственный не насильственный способ заинтересовать ребенка в выполнении каких - либо действий, направленных на его развитие, к тому же, в процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию, следовательно, целесообразно повышать уровень развития речи посредством применения системы игр, в частности пальчиковых, используя разные их виды.

Библиографический список

1.Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Профиздат, 2001. С – 48.
2.Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. С –128.
3.Новицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. – М.: Сова, 2006. С – 96.
5. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. – М.: Рипол классик, 2008. С – 256.
6.Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. С – 48.
7.Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет // Пособие для педагогов и родителей.- М.: Мозаика - Синтез, 2012. С – 42.
e-mail mdou_142@mail.ru
тел. 8352311299
2017