Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Макаров А. Н. Методические рекомендации по выполнению задания № 25 (историческое сочинение) ЕГЭ по истории (с учетом критериев 2021 года)

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Одним из наиболее сложных и субъективных заданий ЕГЭ по истории является 25-ое задание – написание исторического сочинения. Верное выполнение данного задания оценивается в 12 баллов, поэтому качественное написание сочинения является заветной мечтой выпускников. Однако критерии оценивания этого задания постоянно трансформируются и ужесточаются, поэтому большинство выпускников школ не могут набрать желаемого максимального балла.
В этом году были вновь изменены требования к написанию сочинения. Если раньше выпускникам предлагался определенный исторический период, то теперь требуется написать сочинение либо об одном из исторических деятелей, либо об одном из исторических процессов. Причем выпускнику необходимо быть готовым к обеим формам работы, поскольку он не будет знать заранее, какая из двух форм сочинения ему достанется на реальном ЕГЭ.
Обратимся к критериям оценивания исторического сочинения (об одном из исторических деятелей).
К1. Указание событий (явлений, процессов) – 2 балла;
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) – 2 балла;
К3. Причинно-следственные связи – 2 балла;
К4. Указание влияния события (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России – 1 балл;
К5. Использование исторической терминологии – 1 балл;
К6. Наличие / отсутствие фактических ошибок – 3 балла;
К7. Форма изложения – 1 балл.
Важно!!! Баллы по критериям К6 и К7 выставляются только в том случае, если по критериям К1-К4 в сумме выставлено не менее 6 баллов.
Рекомендации:
1)       Вспомните и запишите два события, в которых принимал участие данный деятель. Заметим, что не требуется указывать конкретную дату события. Если Вы точно помните дату, укажите ее. Если не уверены – не рискуйте, иначе потеряете баллы по К6.
2)       

Составьте логическую схему, которая поможет выявить и указать две причинно-следственные связи между событиями (например, поражение России в Крымской войне запрет держать флот в Черном море);
3)       Выберите еще одну историческую личность, деятельность которой связана с теми событиями, в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель. Охарактеризуйте их деятельность, акцентируя внимание на их конкретных волевых действиях, которые реально повлияли на ход того или иного события / процесса, используя глаголы: объединил, подчинил, принял, написал и др.
4)       Правильно называйте термины и понятия;
5)       Завершить сочинение нужно оценкой значимости событий, в которых принимал участие выбранный Вами исторический деятель, для дальнейшей истории России (требуется показать, как конкретно эти события повлияли на события, произошедшие в дальнейшем).
Перечень исторических деятелей, которые могут быть включены в экзаменационную работу, широк. Перечень присутствует в Историко-культурном стандарте.
Например, Вы избрали в качестве исторического деятеля для сочинения Ивана III.
Иван III Васильевич, безусловно, является одним из выдающихся российских исторических деятелей, время правления которого приходится на 1462-1505 гг. С именем Ивана III связано большое количество важных событий.
Как известно, при Иване III практически завершился процесс политического объединения русских земель в единое государство. Вне пределов власти великого московского князя оставался ряд территорий, в том числе Новгород. В Новгороде традиционно были сильны антимосковские настроения. Антимосковскую партии организовала Марфа-посадница (Борецкая). Марфа Борецкая вступила в переговоры с литовским князем Казимиром о переходе Новгорода под власть Литвы. Ее переписка с Казимиром стала известна Ивану III, который считал Новгородские земли исконно русскими. Между Новгородом и Казимиром IV был подписан договор, по которому Новгород становился вассалом Литвы. Подписание данного договора стало причиной того, что в 1471 г. Иван III организовал военный поход против Новгорода. На реке Шелонь он разбил новгородцев и пленил весь клан Борецких. По подписанному договору между Москвой и Новгородом, последний обязался быть «неотступным от Москвы» и не переходить под власть Литвы. Однако через несколько лет в Новгороде снова активизировалась антимосковская партия. Иван III решил окончательно разделаться с Новгородом и вышел в новый поход. В результате в 1478 г. новгородский вечевой строй был успешно ликвидирован, территория новгородской республики была объявлена отчиной московского князя.
Другим не менее важным событием, в котором принимал активное участие Иван III, было Стояние на реке Угре (1480 г.). России было необходимо освободиться от ордынского владычества. Иван III прекратил выплату Орде дани, поэтому хан Ахмат отправился в поход на русские земли с целью победить непокорного князя и заставить его возобновить выплату дани. Два войска встретились на реке Угре, несколько месяцев продолжалась их противостояние. Русское войско возглавляли Иван III и его сын Иван Молодой. Благодаря военным и дипломатическим усилиям Ивана III крупное сражение не состоялось. Ивана Молодого вместе с дядей Иван III поставил во главе московского войска. Иван Молодой прибыл к реке Угре и организовал расположение войск вдоль ее берега, чтобы не дать силам Ахмата перейти ее. Когда ордынцы предприняли попытку перейти Угру, их встретил отряд во главе с Иваном Молодым. Иван Молодой принял участие в завязавшейся битве и не допустил прорыва ордынцев через порядки русских войск. После чего Ахмат не предпринимал серьезных попыток перейти реку, и вскоре ордынцы ушли в степи, что было равносильно поражению.
Таким образом, события, в которых принимал активное участие Иван III, имели огромное значение для дальнейшей истории России. Подчинив Новгород Москве, Иван III почти завершил процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Эту задачу завершил его сын Василий III, при котором к Москве были присоединены последние русские княжества. Ивану III удалось ликвидировать зависимость Руси от Орды, окончательно освободить русское государство от ордынского ига. Золотая Орда в конечном счете распалась на несколько частей. Эти осколки вошли в состав Российского государства при Иване IV (например, Казанское ханство).
Очень сложно в сочинении описать конкретные волевые действия исторической личности, которые заметно повлияли на событие (процесс). Предлагаем Вам несколько конкретных примеров, которые помогут при подготовке к ЕГЭ.

Историческая личность

Конкретные волевые действия

А.Д. Меншиков
Александр Меншиков оказал серьезную поддержку князю М. Голицыну при взятии Нотенбурга (Орешка), приведя по собственной инициативе на помощь полководцу в решающий момент боя гвардейцев.
Б.Х. Миних
Б.Х. Миних сыграл ключевую роль в событиях русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Под командованием Миниха и при его личном участии русские войска взяли крепость Очаков. Причем Миних подавал пример личной храбрости, командуя в строю батальоном Измайловского полка. Например, он собственноручно водрузил гвардейское знамя на главной башне крепости.
П. Гордон
П. Гордон сыграл заметную роль в событиях 1689 г., связанных с падением Софьи и восшествием на престол Петра I. Узнав о готовящемся на него покушении, Петр I в спешке уехал в Троице-Сергиеву Лавру. В этой нелегкой ситуации П. Гордон поддержал Петра Алексеевича. Будучи старшим офицером в Немецкой слободе, Гордон принял решение вести в Троицу всех подчинявшихся ему иностранных наемников, что были на русской службе и составляли на тот момент самые боеспособные соединения армии. Во многом благодаря этому Петр I одержал победу без кровопролития.

Обратимся к критериям оценивания исторического сочинения (об одном из исторических процессов).
К1. Указание событий (явлений, процессов) – 2 балла;
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) – 2 балла;
К3. Причинно-следственные связи – 2 балла;
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России – 1 балл;
К5. Использование исторической терминологии – 1 балл;
К6. Наличие фактических ошибок – 3 балла;
К7. Форма изложения – 1 балл.
Важно! Баллы по критериям К6 и К7 выставляются только в том случае, если по критериям К1-К4 в сумме выставлено не менее 6 баллов.
Например, Вы избрали в качестве исторического процесса борьбу Древнерусского государства с кочевниками.
Одной из серьезных проблем Древнерусского государства являлось его противостояние с племенами кочевников. Набеги кочевников на территорию Руси наносили существенный вред экономике. С одной стороны, проблема кочевников сближала русских князей, заставляя их единым фронтом выступать против общего врага. Несомненным плюсом в борьбе с кочевниками было то, что славяне получали военный опыт, учились оборонять города, возводить засеки. С другой стороны, русские князья не гнушались прибегать к помощи кочевников во время междоусобиц, что ослабляло наше государство.
Процесс борьбы Древнерусского государства с кочевниками насыщен огромным количеством событий. На наш взгляд, особого внимания заслуживает битва Ярослава Мудрого с печенегами под Киевом в 1036 г. Причиной данной битвы стал крупный набег печенегов на Древнюю Русь, осада ими столицы – Киева. Пока Ярослав Мудрый находился в Новгороде, печенеги осадили Киев. Узнав об этом, Ярослав быстро сумел собрать сильное войско и выступил на защиту столицы. Подойдя к осажденному Киеву, Ярослав Мудрый прорвался внутрь крепостных стен, и вместе с местными дружинниками предпринял общую вылазку. Противники сошлись на широком поле около самого города. Ярослав разделил свои войска на три полка. Дружина Ярослава встала по центру. Несмотря на численный перевес печенегов, Ярослав одержал уверенную победу. Кочевники в панике бежали. Битва под Киевом была завершающей в истории русско-печенежских конфликтов. В результате победы, одержанной Ярославом Мудрым под Киевом в 1036 г., Русь навсегда избавилась от печенежской угрозы. В честь победы Ярослав приказал в Киеве заложить храм Святой Софии.
Другим не менее важным событием был поход русских князей против половцев, известный как крестовый поход в Степь. Причиной данного похода стали постоянные набеги половцев на Русь, которые можно было прекратить, лишь нанеся крупное поражение кочевникам на их территории. Ключевую роль в данном событии играл Владимир Мономах. Он вместе со Святополком Изяславичем послал весть всем русским князьям о предстоящем походе. По наставлению игумена Даниила, Владимир Мономах распорядился придать походу религиозный характер – как походу против язычников (поганых). В решающей битве против половцев на реке Сальнице, произошедшей в 1111 году, когда центр русского войска стали теснить, Мономах с частью своей дружины пришел на помощь, предотвратив его разгром и принес победу русскому войску. После этого половцы надолго прекратили свои набеги на Русь. Победа при Сальнице также укрепила авторитет князя Владимира Мономаха.
Процесс борьбы с кочевниками имел большое значение для истории русского государства. Борьба с печенегами и половцами была сдерживающей силой русского государства. Именно благодаря внешнему врагу удавалось избегать масштабных кровопролитных междоусобных войн на Руси. Кроме того, победы над кочевниками, одержанные Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом позволили сохранить самобытность Руси, оседлый земледельческий характер русской цивилизации. Победы над кочевниками не позволили Руси превратиться в часть великой Степи. Дальнейшая история показала, что, даже находясь под ордынским владычеством, Русь не утратила целостности, не потеряла самобытность, не вошла в состав Золотой орды, а находилась от нее в вассальной зависимости. Также необходимо учитывать, что набеги кочевников на южные рубежи Руси делали жизнь населения южных княжеств небезопасной. В результате происходил отток населения из южных русских княжеств в Северо-Восточную Русь, что впоследствии станет одной из причин возвышения Владимиро-Суздальского княжества.
Какие же исторические процессы могут встретиться на реальном ЕГЭ? Перечень весьма широк. Можно привести некоторые возможные темы:
1.       Борьба Древнерусского государства с кочевниками;
2.       Внешняя политика Древнерусского государства в X веке;
3.       Междоусобная война русских князей во второй половине X – начале XI вв.;
4.       Формирование законодательства Древнерусского государства;
5.       Развитие Северо-Восточной Руси в XII в. и т.д.

Использованные источники:

1.       Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по истории // https://fipi.ru
2.       Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по истории // https://fipi.ru
2020