НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Жемчужникова И.В. Формируем у детей самостоятельность и ответственность

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Самостоятельность-это умение действовать отдельно, независимо от чей-либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предоставление дошкольникам той степени самостоятельности, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей. Именно воспитание ответственности в дошкольном возрасте считаем первостепенным в процессе становления личности.
Ответственность- это развитое чувство долга, обязательность при выполнении поручений, обещаний, умение противостоять соблазнам. Ответственность определяет признание и успешность ребенка сначала в коллективе сверстников, а в будущем – в социуме. В исследовании Е.Н. Даньковой (2008) дано следующее определение ответственности: «…личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой.» Однако нравственные и социальные качества-это не всегда одно и то же, ответственный человек может быть, а может и не быть добропорядочным. Убеждены, ответственность-это социальное качество личности, для воспитания которого прежде всего важно развивать моральные мотивы и произвольные процессы, так как ответственность – это еще и волевое качество.
Известно, именно в дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, играют в подвижные народные игры, которые способствуют воспитанию моральноволевых качеств. Эти игры являются традиционным средством педагогики: в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть ловкими, выносливыми, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Радость движения в народных играх и сочетается с духовным обогащением детей в процессе взаимодействия в игре со сверстниками.
Правильно организованные и систематически проводимые подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства. Недостаточно научить детей движениям, для нормальной жизнедеятельности; надо, используя подвижные игры, формировать ценностные качества, в том числе самостоятельность, ответственность, содействие.
Однако эти качества формируются в подвижной игре не только за счет решения двигательной задачи. Установлено: создание самими детьми детских коллективов – это результат развития детских взаимоотношений, собственно игровых навыков и умений.
Формирование самостоятельности, ответственности и содействия у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
1.приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми;
2.взаимодействие инструктора по физическому воспитанию с музыкальным руководителем и воспитателями;
3.владение методикой проведения подвижных народных игр на прогулке (разные по способу организации игры, направленные на развитие различных групп мышц; игровые задания, требующие точной координации движений, силы, ловкости, выносливости, быстроты и красоты движений, а также смекалки, выдержки, воли, самостоятельности, ответственности и содействия, оказания помощи другим играющим);
4.активация детской самостоятельности посредством стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка и создания благоприятных условий для проявления эмоциональных и морально-волевых качеств в подвижных народных играх;
5.системное планирование подвижных народных игр на прогулке;
6.создание диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности самостоятельности, ответственности и содействия;
7.обучение детей сначала способам объединения в группы для выполнения парных упражнений, игровых заданий, а затем способам самоорганизации в подвижную игру.
Пожалуй, единственный язык, который легко дается детям,-язык игры, поэтому именно в игре дети достаточно легко учатся решать возникающие проблемы, учатся самостоятельности и в процессе организации игры, и при подготовке к ней, и в преодолении трудностей, связанных с ходом игры. При этом именно родители демонстрируют достойный пример: как можно выиграть или проиграть, не уронив свои достоинства. Роль же педагогов состоит в обучении родителей взаимодействию с детьми в процессе игровой деятельности, в их привлечении к организации и проведению развлечений и занятий, построенных на народных играх.
2019